dennisdrums since

15 ступеней творческого совершенствования барабанщика

Энди Зикер, журнал DRUM!, июль 2013

За последние 20 лет заметно возросла роль цифровых станций для обработки звука (англ. DAWs – Digital Audio Workstations), например, таких как Pro Tools и Garageband. Подобные звукозаписывающие программы упали в цене и теперь часто применяются в домашних студиях. Лупы (англ. loop — петля, закольцованные ритмические рисунки, воспроизводимые программным способом) подменяют барабанщиков, а плагины и квантизация барабанных партий стали обычным делом.

Для многих композиторов, инженеров и даже продюсеров все эти технологические достижения жизненно необходимы, но при этом остается открытым ряд важных вопросов: да, loops легче в использовании, но действительно ли они лучше? И неужели для большинства популярных песен так необходима квантизация партии ударных?

Одновременно с тем, как люди, не выходя из дома, создают новые замечательные произведения, многое из того, что делается для музыкального мейнстрима, остается невероятно скучным. Ни барабанные ритмы, ни гармоническая структура мелодии не несут в себе искры, присущей, например, музыке 60-х – 70-х годов. Чтобы понять, из чего я исхожу, cравните современный хит Рианны c последним хитом Ареты Франклин. Нужен ли современному популярному мейнстриму живой драмминг? Определенно, не помешал бы.

Вероятно, виной всему массовая культура, которая подавляет оригинальные мысли и рискованные идеи. Хочется верить, что приведенные ниже советы, помогут вам отыскать свой подход к решению этих проблем, не позволяя угаснуть творческому самовыражению. Не забывайте о том, что артистизм в первую очередь оценивает зритель. Другими словами, не всегда то, что нравится вам, будь то барабанный ритм или пассаж, понравиться публике или вашим коллегам по группе.

 

1. Занимайтесь как Билли Уорд

Недавно, один мой приятель, побывав на мастер-классе Томаса Лэнга, получил некий опыт переосмысления. Лэнг говорил об огромном количестве времени, которое теряют барабанщики, безсистемно играя на установке, вместо того чтобы заниматься более вдумчиво. Трудно спорить с его точкой зрения, ведь каждый из нас действительно мог бы заниматься более эффективно. Однако, спонтанная игра на барабанах, если подходить к этому правильно, тоже может оказаться хорошим способом тренировки. Так, Билли Уорд на своем замечательном DVD Big Time демонстрирует один из приемов, используемый им во время занятий: он импровизирует на установке до тех пор, пока не подметит в своей игре что-то интересное, после чего повторяет и развивает свою находку. Безусловно, Билли Уорд один из наиболее креативных барабанщиков планеты и его методам можно доверять.

Практика спонтанной игры развивает музыкальные инстинкты. Когда меня приглашают поиграть джаз или рок, то часто приходится делать что-то без подготовки и занятия импровизацией позволяют мне быть готовым к таким моментам.
Ниже приведено упражнение, сочетающее импровизацию с продуманной партией. Сонго один из моих любимых грувов, который мне нравиться играть и объяснять.

Чтобы разогреться, начните с базового рисунка сонго.

 

 

Затем начинайте импровизировать. Другими словами, меняйте аппликатуру, добавляйте ноты в бочке и/или хэте, оркеструйте ритм, используя различные звуковые плоскости, меняйте ритмическую структуру. Вот два рисунка, созданные таким образом.

 

2. Отталкивайтесь от звучания

Звуки барабанной установки часто сами помогают барабанщику определить, что нужно добавить, а что является лишним. В следующей схеме высокочастотный рим-клик хорошо сочетался бы с низкой частотой томов и большим барабаном.

 

 

 

3. Взаимодействуйте с остальными музыкантами

Способность слушать и аккомпанировать другим музыкантам имеет первостепенное значение, независимо от того, играете ли вы «вживую» или на студии. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных способов взаимодействия с остальными исполнителями.

Подчеркивание: Специально или нет, но в какие-то моменты получается, что ваши акценты подчеркивают игру отдельных музыкантов или всей группы. Вопрос-ответный фрагмент припева из песни «I Got You (I Feel Good)» Джеймса Брауна хороший тому пример.

Контраст: Главный гитарный/басовый риф в песне «Vasoline» группы Stone Temple Pilots построен на гудящем полиритме 3:2. Эрик Кретц в качестве контраста использует вязкий грув, основанный на парадиддлах.

Вопрос и ответ: Чтобы проиллюстрировать концепцию вопроса и ответа приведем джазовую зарисовку в стиле великого Питера Эрскина. Здесь большой барабан «спрашивает» и малый ему «отвечает». Да, в данном случае вы не взаимодействуете с остальными музыкантами, но все же «разговариваете» сами с собой. Такого рода «беседы» — с собой, или c другими музыкантами — являются неотъемлемой частью барабанного творчества.

Имитация: Если бы кто-то повторял за вами каждое слово, это бы сильно раздражало. Тем не менее, бывают моменты, когда повтор полезен. Например, полезным может оказаться парафраз (копирование музыкального пассажа на свой лад).

Второй план: Следующий отрывок взят из партии ударных Эрика Хернандеса к популярному синглу Бруно Марса «Locked Out In Heaven». Это хэтовый риф а-ля Стюарт Коплэнд, который звучит во втором куплете во время паузы. Подобные фоновые заполнения должны звучать тонко и со вкусом, что и демонстрирует Хернандес.

Лидирование: Время от времени возникает такое ощущение, будто у вас в руках ритмические вожжи и остальные музыканты следуют за вами.

 

 

 

4. Слушайте, записывайте, учите, видоизменяйте и развивайте опыт предшественников

Зачем изобретать колесо, если можно использовать в своем творчестве опыт выступлений знаковых барабанщиков прошлого!

Слушайте: Один из моих студентов разучивает «Moby Dick» Led Zeppelin (студийную версию) для своей группы. Стараясь помочь ему с сольной частью, я прежде всего внимательно прослушал её целиком, выделив пару (из множества) красивых моментов.

Записывайте: Следующие две раскладки Бонэма начинаются на отметке 2:58 (там, где он переключается с игры ладонями на игру палочками).

ПРИМЕЧАНИЕ: Транскрипция подразумевает работу с незнакомым материалом, поэтому знание нотной грамоты, позволяющее записывать музыку, является неотъемлемой составляющей творческого процесса. Я настоятельно рекомендую книгу Алена Щечнера «Искусство записи барабанных партий» (The Art Of Transcribing drum set) — часть 1 и 2 и книгу издательства Alfred «Элементарный сборник для малого барабана» (Beginning Workbook For Snare Drum) Нейта Брауна. Или (внимание, навязчивая реклама) вы можете приобрести мою последнюю книгу «Искусство Ударных» (Drumcraft), которая избавит вас от страха перед изучением нотной грамоты.

Учите: Я сторонник методичных занятий. Один из моих методов называется «По одной ноте». Если у вас есть две установки (и два исполнителя), то изучение ритмических раскладок можно превратить в забавную игру под названием «Саймон». «Лидер» играет на установке первую ноту раскладки и второй исполнитель копирует эту ноту (включая порядок рук). Затем лидер играет первую и вторую ноты и оппонент повторяет их. И так до тех пор, пока не будет выучена вся раскладка.

Видоизменяйте: Отличной стратегией было бы взять чей-нибудь пассаж и изменить его. Вот как можно трансформировать в шастнадцатые уже упоминавшуюся триольную «вертушку» Бонэма.

Развивайте опыт предшественников: Было бы разумно сделать еще один шаг и заглянуть в прошлое, чтобы понять, откуда Джон Бонэм мог позаимствовать идеи для своего соло в «Moby Dick».

ПРИМЕЧАНИЕ: Может оказаться, что эту информацию будет трудно найти. Я рекомендую обратиться за помощью к учителю.

Бонэм черпает вдохновение у следующих трех легендарных джазовых ударников (среди прочих):

1. Папа Джо Джонс был известен игрой ладонями и Бонэм делает то же самое во время значительной части своего соло.

2. Макс Роуч постоянно использовал пробежки вверх и вниз по установке как в первом примере.

3. Элвин Джонс – король триольных пассажей. Одна из его типичных раскладок показана во втором примере сверху. Обратите внимание, как меняется лидирующая рука — сначала правая, потом левая.

Не останавливайтесь, откройте Youtube и Drummerworld, чтобы узнать больше об этих барабанщиках. Чем еще известен Джо Джонс (подсказка: игрой щетками и работой с хай-хэтом)? С кем играли Элвин и Макс?

 

 

 

5. Больше абстракции

Красивые пассажи и грувы можно создавать, полностью настроив свой мозг на абстрактное мышление. Барабанщикам, которые всю жизнь играют бэкбит, такой способ может показаться не очень продуктивным. Однако, если вы примите его для себя, то останетесь довольны результатом.

«Залезть в коробку»: Во время мастер-класса Джона Райли на PASIC 2011, я вызвался добровольцем на сцену и, оказавшись перед тысячами барабанщиков, научился у Джона всему, что уместилось 20-минутный «частный» урок.

Сначала Джон «посадил меня в коробку», попросив играть компинг в левой руке (в то время как остальные конечности поддерживали типичный джазовый рисунок) под 12-тактный блюз Сонни Роллинза «Tenor Madness».

Посмотрите четырех-тактный пример того, что я, возможно, играл тем вечером.

Джон снова попросил меня аккомпанировать под «Tenor Madness», задействуя уже левую руку и правую ногу.

В заключение Джон дал задание аккомпанировать, играя две ноты на малом барабане с последующим одиночным ударом в бочку.

Казалось бы, игра на барабанах с ограничениями будет мешать творчеству, но все вышло наоборот. Иногда, чем меньше степеней свободы вы используете, тем более креативной становится ваша игра.

Ситуации/Окружающие звуки: Позже, на том же мастер-классе Джон попросил меня сыграть небольшое соло, сказав при этом: «Изобрази как звучит спор между мужчиной и его женой или подругой».

Ниже приведены четыре такта этого «спора».

Эмоции: Попытайтесь в следующий раз во время игры отталкиваться от своих эмоций, даже если это покажется вам немного искусственным. Например, импровизируя в песне с ап-битом (upbeat) вспомните счастливые моменты своей жизни. Если же вы играете меланхоличную балладу, то мысленно вернитесь к драматическим моментам.

Цвет: Звук можно ассоциировать с определенным цветом. Например, яркие цвета, такие как желтый и оранжевый, можно сопоставить со звучанием тарелок. Однако, здесь нет единого мнения. Чаще всего люди индивидуально соотносят цвет с конкретным звуком.

Попробуйте: Закрыть глаза во время игры и представить себе телеэкран, заполненный каким-либо цветом. Повлияло ли это на ваш грув?

 

 

 

6. Смешивайте и сочетайте

Правила и традиции существуют чтобы их нарушать. Комбинирование разностилевых ритмов и пассажей и трансформация их во что-то новое являются важными инструментами в развитии барабанного творчества.

Вот два грува из моей книги «Аэробика для барабанов» (Drum Aerobics), в которых сочетаются полярно противоположные жанры: хеви метал c самбой и джазовым свингом.

Попробуйте: Целую неделю играть ритмы в разных стилях. Раз в неделю соединяйте два из них воедино, создавая гибрид. Если результат вам понравится, то запишите его в журнал, который следует вести в течение года.

 

 

 

7. Отталкивайтесь от структуры песни, гармонии и мелодии

Структура песни: Чувство структуры песни позволяет барабанщику ориентироваться в музыке и, переходя от одной части к другой, поддерживать соответствующий грув. Следующий ритм барабанщика Джейсона Макджерра из группы Death Cab For Cutie показывает, как понимание формы может помочь созданию барабанной партии. Гармония в песне «I Will Possess Your Heart» статически неизменна, поэтому понятно, почему Макджерр построил свою партию на развитии ритмической интриги и наращивании интенсивности.

Четырех-тактная фраза (на 3:35) лишь идна из множества ритмических комбинаций, исполняемых Макджерром.

Гармония: Как только что упоминалось, простейшее понимание аккордов может оказаться очень полезным при создании барабанной партии. Распознавание типов аккордов (таких, как мажорный или минорный) может побудить вас к различному аккомпанименту. Кроме того, последовательности аккордов создают «связки» внутри музыки, котороые нужно уметь подчеркивать барабанной партией.

ПРИМЕЧАНИЕ: Не плохо бы изучить теорию музыки, освоить гармонический инструмент, например, пианино или гитару и начать писать свои собственные песни.

Мелодия: Большинство барабанщиков в своих партиях отталкиваются от мелодии. Однако, смысл песни часто кроется в стихах и было бы полезным так же научиться оттенять их своей игрой.

 

 

 

8. Используйте рудименты

Филли Джо Джонс, Стив Гэдд и Стэнтон Мур – три особенно креативных барабанщика в истории – все славятся применением рудиментов. Их идея достаточно проста: выбираете один или несколько рудиментов и затем оркеструете их по всей установке. Ключ в том, чтобы иметь в своем распоряжении большое меню с такими заготовками и когда придет время, выбирать из него, подходящий вариант.

Чтобы начать, я бы порекомендовал вам три книги: «Техника рук» (Stick Technique) Билла Бахмана, «Игра на одном барабане» (One Surface Learning) Роя Бёрнса и Джои Фэрриса и мою «Разминку для барабанщиков на каждый день» (Daily Drum Warm-Ups).

Во время PASIC 2012 мне посчастливилось побывать на мастер-классе Стэнтона Мура, где он рассказывал как применять «рок-н-ролльный» парадиддл RLRR LRRL.

Этот рудимент используется в первой половине следующего ритма, в то время как другая половина содержит инверсию парадиддла. Большой барабан играет под правую руку, создавая фанковое движение.

 

 

 

9. Заполнения и фразировка

Почему Дж.Р. Робинсон один из наиболее часто приглашаемых барабанщиков? Может потому, что он отличный парень? Возможно, отчасти поэтому. Но в остальном, благодаря своей способности восхищать слушателей прекрасными заполнениями и фразировкой. Сфокусируйтесь на принципах данного раздела и возможно вы станете еще одним Дж.Р.

Пространство: Также как и в визуальных видах искусства, умение создавать пространство стоит наравне с применением идей. Оно позволяет художнику или музыканту обрамлять свои работы. Чтобы грамотно использовать пространство требуется чувство меры.

Данное упражнение поможет вам развить свое чувство просторанства. Попробуйте играть его как с метрономом, так и без него.

Ритмическая плотность/Вкус: Ритмическая плотность подразумевает использование скорее серой краски, нежели черной и белой. Это выражается в:

1) Разбиении на большие или маленькие фрагменты.

2) Использовании большего или меньшего количества конечностей или звуковых плоскостей.

В следующей четырех-тактной фразе наращивание плотности достигается за счет применения обоих способов.

Динамика (Звукоизвлечение/Сила): Умение управлять динамикой, вероятно, самый упускаемый из виду аспект эффективного драмминга.

Попробуйте: Играть вышеупомянутое упражнение, переходя от тихого звучания к громкому и наоборот.

Долгие и короткие звуки: Каждый участок барабанной установки резонирует по разному. Например, тарелка райд вибрирует значительно дольше по сравнению с малым барабаном. Однако, даже эта тарелка может звучать коротко, если заглушить её рукой.

Следующее упражнение содержит как стаккато — отрывистые звуки (отмечены точками), так и долгие звуки (отмечены акцентом). Экспериментируйте с долгими и короткими звуками, используя все участки барабанной установки.

Продолжительные фразы: Появление лупов/программ оказало влияние на сегодняшнюю музыку, в которой популярными стали короткие фразы. Продолжительная фразировка иногда воспринимается как нечто более творческое, поэтому ей стоит заняться.

Попробуйте: используя рок- или фанк-ритмы, создавать четырех-тактные фразы. Затем восьми-тактные фразы. 16-тактные фразы…

Штрих против артикуляции: Исполнение рисунка в нарочито неряшливой, «грязной» манере может звучать освежающе, в противовес тенденции квантизировать музыку. Можете винить во всем меня, если попробовав это на концерте, почувствуете на себе косые взгляды!

Степень свинга: Разница в степени свинга напрямую связана с тем, насколько хорошо или нет будет звучать музыка. Просто согласитесь с этим и вы не будете разочарованы.

Смещение: Достичь драмматического эффекта можно простым способом — смещением рисунка. В следующем упражнении трижды смещаются даун-бит и бэк-бит.

 

 

 

10. Экспериментируйте с комплектацией барабанной установки, настройкой, сурдинами, барабанными палочками и электроникой

Набор барабанов и тарелок: Как вам удобнее — играть на огромной барабанной установке или на небольшом наборе барабанов? Маленькие установки формируют навык извлечения максимума звуков при небольшом выборе, в то время как крупная комплектация дает больше свободы. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека, любой из вариантов может способствовать повышению креативности.

Барабаны большого размера? Маленького размера? Тарелки? Металлические или деревянные обода? Разновидности пластиков? Выбор бесконечен; но чем комфортнее он будет сочетаться с вашей индивидуальностью, телосложением и техникой, тем ярче вы сможете раскрыть свое воображение.

Попробуйте: Играть джаз, используя только хай-хэт, малый барабан и райд. Играйте рок без хэта (а-ля Кейт Мун) или совсем без тарелок. Разместите томы по-новому. Пробуйте различные типы тарелок. Поменяйте высоту стула на более высокую или более низкую. Экспериментируйте с настройками этих невероятно навороченных педалей. Откройте для себя базовую перкуссию (как Глен Коче из группы Wilco).

Установки-гибриды: Вольфредо Рэйс старший, Ричи Гайате-Гарсия и Стэнтон Мур (и многие другие) создали революционный сплав этнической перкуссии и традиционной барабанной установки. Попробуйте следовать за ними в поиске новых звуков, которые станут исключительно вашими.

Настройка, сурдины и разновидности палочек: Способ, при помощи которого вы настраиваете и сурдините свои барабаны, а также палочки, которыми вы пользуетесь, не только помогают отличить ваш стиль, но и оказывают влияние на звучание всей группы.

Попробуйте: хэт шейк, хэт трик, стикболл, джингл кик… список можно продолжать очень долго.

Электроника: Не являясь ежедневной чашкой чая каждого барабанщика, электроника, тем не менее, дает безграничные возможности для подзарядки вашего творчества. Тем более, что в наши дни стало популярным смешивать электронные и акустические барабаны.

 

11. Идите в ногу со временем

Имитируйте компьютерную музыку: Если вы не видели как играет Джо Джо Мэйер, то сделайте это немедленно. Среди прочих достижений Мэйер ассимилировал звучание программной (электронной) музыки с аккустической установкой.

Попробуйте: Научиться самостоятельно программировать барабанные партии. Затем вернитесь и посмотрите, сможете ли вы сыграть на живых барабанах то, что создали при помощи технологии.

 

12. Творческий уровень координации

Развитие сногсшибательной независимости движений или координации не обязательно сделает вас самым креативным барабанщиком в городе, но её недостаток может оказаться серьезным камнем преткновения. Освоение джаза и латины может наилучшим образом поспособствовать достижению необходимого уровня координации, одновременно делая вас более востребованным. Вот еще один пример из «Барабанной аэробики». Руки поддерживают блюзовый шаффл-рисунок на райде и малом барабане, в то время как ноги играют произвольно.

 

 

 

13. Черпайте вдохновение из ритмической модуляции, перменных размеров и полиритмов

Эти три ритмические «иллюзии» могут не только сбить с толку слушателя (и ваших приятелей-музыкантов), но и стать причиной невероятного восхищения. Крис Дэйв и Ари Хёниг вывели ритмическую модуляцию на новый уровень. Дэвид Стэнок в своей книге «Работа с таблицами длительностей» (Mastering The Tables Of Time) рассказывает о переключении длительностей — концепции, которую применяли в своем творчестве великие барабанщики прошлого — Элвин Джонс, Тони Уильямс и многие другие. Еще одним орудием, которое можно совершенствовать до бесконечности и которое также способно расширить ваш инструментарий, являются полиритмы. Книга «Полиритмы – музыкальный путеводитель» (Polyrhythms – The Musician’s Guide) Пита Магадини остается основной работой по этой теме.

 

14. Выключайте метроном

Практика игры без метронома или применение особых режимов его работы стимулируют творческую область вашего мозга. Играя позади клика, в клик или впереди него, можно вызвать заметную разницу в ощущении звучания окружающих инструментов и самой музыки. Поищите учителя ударных, имеющего студийный опыт, чтобы тот объяснил вам приемы работы с метрономом.

 

15. Применяйте опыт, не относящийся к миру музыки и общайтесь с творческими людьми

Не стоит зависать целыми днями в своей барабанной каморке. Занимаясь черезчур много и абстрогируясь от других людей, вы блокируете знания внешнего мира, которые могли бы пригодиться для вашего воображения. Внимательно выслушивайте и принимайте замечания от людей, чья точка зрения отличается от вашей. Многие музыканты, не являясь барабанщиками, натолкнули меня на оригинальные решения, до которых я никогда бы не додумался самостоятельно.

Обратите внимание, какое время суток и какая окружающая обстановка наиболее благоприяно сказывается на вашем творчестве. Многие из идей пришли ко мне в то время, когда мы с женой бродили по пустынным улочкам, а свои семь книг я написал, лежа на кравати в окружении собак – моих компаньонов по работе.

 

Заключение

Кто-то рождается более одаренным по сравнению с другими. Будем надеяться, что предложенный мной план подскажет вам как догнать таких самородков, но достижение заметных результатов потребует от вас полной отдачи — как и всегда в жизни.

Я надеюсь, что чем продуктивнее мы, барабанщики, сможем использовать свое воображение, тем больше у нас шансов сделать музыку качественнее – для себя, для коллег, и, прежде всего, для слушателей.

 

Перевод Дениса Мищенко