dennisdrums since


 

Джазовый барабанщик Art Blakey

(11.10.1919 — 16.10.1990)
 

Артур Блейки родился 11 октября 1919 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания (позже сменил имя на Абдулла ибн Бухаина) и умер от рака легких 16 октября 1990 года в Нью-Йорке. Был женат 4 раза, имеет 12 детей (5 приемных), включая покойного Арта Блейки-мл.

Легендарный джазовый барабанщик Арт Блейки был известен «своими стремительными рисунками на малом барабане, ярко звучащими тарелками и необычными ритмами в коллективе, который не раз менял облик джаза», пишет «Los Angeles Times».

Блейки родился 11 октября 1919 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания, у Мэри Роддикер (Marie Roddicker), которая умерла, когда ему было всего 6 месяцев. Отец ушел из семьи еще до рождения Артура и как он сам утверждает, светлокожая семья его отца избегала Роддикер из-за ее более темного цвета кожи. Арта и братьев вырастила подруга его матери, заменив им мать. Обучение Блейки было непостоянным и сопряжено с неприятностями – он находился постоянно в конфликте с администрацией и учителями. В то время в Пенсильвании были общие школы для всех рас и, как вспоминал Блейки в интервью, «в наших школах, особенно в неполной средней школе, большинство учителей были белыми фанатиками, поэтому я ничего не мог выучить». Он брал несколько уроков игры на пианино в школе, но по большей части является самоучкой, осваивая инструмент в доме, где рос. В школе он собрал музыкальный коллектив, но вскоре школа для Блейки отошла на задний план, уступив место более взрослой жизни: у Арта появилась девушка, он стал приносить домой зарплату, работая на сталелитейном заводе и играл на пианино в ночных клубах с 13 лет. Он женился на своей девушке когда ему было 14 лет, в 15 лет впервые стал отцом и к этому времени руководил коллективом, играющим на танцах.

Коллектив Блейки выступал в течении двух лет в питтсбургском клубе «Ritz» и вскоре место за пианино занял Эррол Гарнер (Erroll Garner), а Блейки пересел за барабаны. Он играл в бесчисленных местных бэндах, пока не попал в 1942 году в коллектив пианистки Мэри-Лу Уильямс (Mary Lou Williams), выступавшем в нью-йоркском клубе «Kelly’s Stable». На следующий год он был уже в оркестре Флетчера Хендерсона (FletcherHenderson) и гастролировал с ним по южным штатам. Во время гастролей Блейки постоянно попадал в неприятности с полицией и часто бывал битым. «Юг был тогда очень суров,» — вспоминает Арт Блейки в журнале «Reading Jazz». Остановившись в Бостоне для отдыха после гастролей, он начинает руководить собственным бэндом и встречает певца Билли Экстайна (Billy Eckstine). В 1944 году, в Сент-Луисе, Блейки присоединяется к коллективу Экстайна, играющего только-только появляющийся би-боп, и находит необходимую свободу для развития своего собственного стиля. «В оркестрах Дюка Эллингтона (Duke Ellington) или Каунта Бейси (Count Basie)», — вспоминает Блейки в интервью журналу «Reading Jazz». – «Барабанщик держал ритм, как метроном… это словно 15 музыкантов и барабанщик. В оркестре Билли Экстайна было 16 музыкантов и все старались выделиться, в этом вся разница… Я знал, что должен играть разнообразно, чтобы тоже выделяться». Также в коллективе Экстайна выступали саксофонисты Чарли Паркер (CharlieParker) и Декстер Гордон (DexterGordon), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), трубач Майлс Дэвис (Miles Davis), певица Сара Вон (Sarah Vaughn) и пианист Телониус Монк (Thelonious Monk).

Среди барабанщиков, которые вдохновляли Арта Блейки были Чик Уэбб (Chick Webb), Кенни Кларк (Kenny Clarke), Рей Бодак (Ray Bauduc), Джин Крупа (Gene Krupa) и Биг Сид Кэтлетт (Big Sid Catlett). Уэбб взял молодого Блейки под свою опеку, заставляя его для развития таланта играть по несколько часов дробь на малом барабане. На большинстве записей боп-коллективов на барабанах играли Кенни Кларк и Макс Роуч, но Блейки «вскоре стал выдающимся лидером хард-бопа», который «сочетал инструментальную свободу би-бопа с точностью бэкбита госпела (gospel backbeat)», как утверждает «Encyclopedia of Popular Music».

Блейки оставался с Экстайном до самого роспуска коллектива в 1947 году, а после недолго руководил своим бэндом. В том же году «The 17 Messengers», так назывался бэнд Блейки, сделали записи для рекорд-компании «Blue Note». Владелец «Blue Note» Альфред Лайон (Alfred Lion) впервые заметил Блейки еще в коллективе Экстайна и в итоге сделал его сессионным барабанщиком своей компании. «The 17 Messengers», включавшие саксофониста Сонни Роллинса (Sonny Rollins) и пианиста Бада Пауэлла (BudPowell), играли в Нью-Йорке, но из-за проблем с невысокими гонорарами коллектив распался. С 1948 по 1949 года Блейки уезжает в Африку для изучения культуры и ислама. «Я уехал в Африку не учиться играть… Я уехал в Африку, потому что мне ничего другого не оставалось», — сказал Блейки в 1979 году в интервью журналу «Down Beat». «Там не на чем было играть и я просто работал на судне. Я приехал изучать религию и философию». После принятия Ислама Арт Блейки получил имя Абдулла ибн Бухаина, благодаря которому у него появилось прозвище «Бу».

С момента своего возвращения в США в 1949 году Блейки стал выступать с коллективом Лаки Миллиндера (Lucky Millender), успевая также играть и записываться с различными музыкантами, включая Телониуса Монка, Чарли Паркера, Майлса Дэвиса, Хораса Сильвера (Horace Silver) и Бадди Дефранко (Buddy DeFranco). Спустя пару лет, после того как его «17 Messengers» были расформированы, Блейки записал свое выступление в нью-йоркском джазовом клубе «Birdland». В выступлении также участвовали Клиффорд Браун (Clifford Brown), Хорас Сильвер, Кёрли Рассел (Curley Russell) и Лу Дональдсон (Lou Donaldson) и пластинка «A Night of Birdland» была выпущена компанией «Blue Note». Однако Блейки хотел иметь постоянный состав. «Мы все устали от сессионных записей», — рассказывал он в интервью журналу «Down Beat». – «Когда собираешь несколько разных музыкантов вместе и надеешься, что из этого получится хорошая запись». После одной из сессионных записей 1954 года, Блейки и Сильвер сформировали квинтет и называли его «Jazz Messengers». Помимо них в него вошли трубач Кенни Дорэм (Kenny Dorham), саксофонист Хэнк Мобли (Hank Mobley) и басист Даг Уоткинс (Doug Watkins).

В 1956 году Сильвер ушел из коллектива, тем самым сделав Арта Блейки единогласным его лидером. «Он один из величайших барабанщиков нашего времени», — сказал Сильвер в программе «USA Today». – «У него есть узнаваемый стиль игры. Никто не сможет так свинговать, как Арт». Отличительной чертой коллектива стал постоянно меняющийся состав при неизменном названии. Когда кто-то собирался уходить, он, как правило, помогал найти замену себе и часто этой заменой были неизвестные новички. Блейки вспоминал, что «если новичок относился к делу с душой, то получались отличные выступления». Меняющий состав определял характер коллектива, но не его звучание. «Каждый состав, которым он руководил, даже если в него входило различное количество музыкантов, все равно звучал по Арт Блейковски», — рассказывает бывший член коллектива Джэйвон Джексон (Javon Jackson) в журнале «Down Beat».

Блейки «заставлял музыкантов погружаться в себя и играть на пределе, подмешивая в музыку свои мысли и чувства», как написано в «Washington Post». Зачастую он сам исключал музыкантов из коллектива, объясняя, что пришло время двигаться дальше. «Когда ты достигал необходимой точки, он выставлял тебя из коллектива, так как всегда знал, когда ты готов к этому», — вспоминал саксофонист Бобби Уотсон (Bobby Watson) в интервью журналу «Down Beat». – «Он обычно говорил: «Ты объехал со мной весь мир, сделал несколько записей, видел, как я работаю. Сейчас самое время тебе пойти и попробовать это все самому». Трубач Фредди Хаббард (Freddie Hubbard) также подтверждает эти слова: «Все, кто прошел через его коллектив были лидерами. Ты просто обязан был быть лидером. Больше незачем было куда-то идти учится, если ты играл в «Jazz Messengers». Но Блейки всегда отрицал роль учителя и наставника, но «понимал ответственность зрелого музыканта, задачей которого было развитие талантов более молодых коллег». Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) сказал: «Его жизнь была посвящена обучению молодых музыкантов и представление их публике. Сам он был представителем идеологии любви к людям и наслаждения музыкой и он показал всему миру яркий музыкальный портрет Америки».

«Выступления «Jazz Messengers» никогда не были полной импровизацией, а скорее состояли из лаконичных соло», — пишет Ричард Харрингтон (Richard Harrington) в «Washington Post». Блейки вдохновлял всех своих музыкантов писать музыку, которую коллектив мог бы играть, но при это не выделяя никого особенно. «В этом наша отличительная черта – мы только все вместе и никого по отдельности!» — это была любимая фраза Блейки. «У меня нет мест для посредственных музыкантов!» — сказал он в интервью журналу «Down Beat». – «Jazz Messengers» — это звездный коллектив, то есть все мы вместе. Лидер коллектива Арт Блейки, а звезда тут — только сам коллектив. Мы создаем это все вместе. Я не верю, что можно обойтись без солиста; но вы с ним не соревнуетесь… помогая ему звучать лучше, вы помогаете и себе звучать лучше.»

Окончательно сформировав свой стиль, Блейки продолжал записываться как сессионный музыкант с Сонни Роллинсом, Милтом Джэксоном (Milt Jackson), Кэннонболлом Эддерли (Cannonball Adderley) и Хэнком Мобли. Также он помогал Телониусу Монку в исторической записи 1957 года, где также отметились Коулмэн Хокинс (Coleman Hawkins) и Джон Колтрейн (John Coltrane), но между тем редко выступал вне своего коллектива «Jazz Messengers». Он участвовал в записях «Something in Blue» и «The Man I Love» с трио Монка в Лондоне в 1971 году. Те записи являются «возможно самым его впечатляющим достижением как музыканта», согласно «Encyclopedia of Popular Music». В 1971 и 1972 годах Блейки покидал «Jazz Messengers» для участия в туре «Giants of Jazz» с Диззи Гиллеспи, Телониусом Монком и многими другими.

Блейки столкнулся с недовольством многих темнокожих музыкантов, когда пригласил в коллектив белых и представителей Азии. Страстный защитник расового равноправия, Блейки знал, согласно «Los Angeles Times», что «много темнокожих говорят об этом у него за спиной». Поклонниками коллектива были в основном белые и из-за них Блейки критиковал радиостанции для темнокожих за то, что они не ставили в эфир джаз. Объездив с гастролями весь мир, Блейки отдавал предпочтение Бразилии, Германии и Японии за то, что «к тебе относились согласно тому, какой ты человек», как он сказал в интервью «Los Angeles Times». Блейки выступал вместе с «Jazz Messengers» на их специальных воссоединениях и особенно заметными тогда стали концерты 1981 года на «Kool Festival», в 1983 в Японии и в 1985 году по просьбе «Blue Note». Однажды, в 1981 году на фестивале «Newport Jazz Festival» вечер был посвящен «Наследию Блейки» и все музыканты за 25 лет существования коллектива присоединились на сцене к знаменитому барабанщику.

Блейки можно называть чемпионом акустического джаза с учетом тенденции синтезирования джаза в 1970-е годы. «Джаз – это форма искусства и выбор за вами», — сказал Блейки в интервью «Boston Globe». – «В звукозаписывающих компаниях мне говорили, чтобы я добавил немного рокового саунда для более современного звучания моих композиций. Но я не продаю свое искусство. Получить мир и потерять душу? Я считаю это неправильным». К слову, бывшие участники его коллектива — Уинтон Марсалис и Теренс Блэнкард (Terence Blanchard) — возглавляли хард-боп движение в 80-е, также влияние Блейки дошло и до Англии в лице хард-бопперов Кортни Пайна (Courtney Pine) и Стива Уильямсона (Steve Williamson).

В интервью журналу «Down Beat» Блейки сказал: «Знаете что происходит, когда мы на сцене? Мы просто получаем удовольствие, наслаждаясь своей игрой. Кто знает, может на следущем сете тебя уже не будет». Все, кто видел его выступления, отмечали широко открытые глаза и рот Арта, как проявление комбинации восхищения и предельной концентрации. «Возможно, он был самым эмоционально неукротимым джазовым барабанщиком и были случаи когда его щетки напоминали факелы», — вспоминает критик Нэт Хентофф (Nat Hentoff). Блейки продолжал выступать с «Jazz Messengers» согласно запланированному графику тура до того момента, как его госпитализировали с диагнозом рака легких, хотя по возвращению из тура по Японии он полагал, что это пневмония. Арт Блейки умер через 5 дней после своего 71 дня рождения, 16 октября 1990 года в больнице «St.Vincent’s Hospital» в Нью-Йорке.

— Бренна Санчез

 

Перевод и компиляция Михаила Карапузова