dennisdrums since


 

Джазовый барабанщик Kenny Clarke

 

Кеннет Спирман Кларк (Кенни «Клюк») родился в Питтсбурге 9 января 1914 года в семье Чарльза Спирмана и Марты Грейс Скотт. Марта умела играть на пианино и учила маленького Кенни играть на нем. Когда Кларку было 6 лет, его мать умерла и отец оставил семью. Кенни и его старшего брата Чака определили в приют «Coleman Industrial Home for abandoned children».

В приюте интерес Кларка к музыке не угас и он научился играть на малом барабане, тромбоне и вибрафоне. В 17 лет он начал профессиональную карьеру в питтсбургских коллективах под управлением Лероя Брэдли (Leroy Bradley) и Джорджа Хорнсби (George Hornsby); позже в коллектив Хорнсби вошли трубач Рой Элдридж (Roy Eldridge) и его брат Джо на саксофоне и скрипке, которые также были жителями Питтсбурга, и коллектив получил название «Eldridge Brothers’ Rhythm Team». В 1933 году Кларк уехал в тур по Западной Вирджинии с Брэдли и тогда же много выступал в «Cotton Club» в Цинциннати. Там он мог наблюдать за выступлениями коллективов Эллингтона, Лансфорда и Кэллоуэя.

В 1934 года, будучи в Цинциннати, Кларк стал членом коллектива Энди Кирка (Andy Kirk). Коллектив вскоре распался из-за недостатка работы и Кларк остался без средств, как и пианистка Мэри Лу Уилльямс (Mary Lou Williams). Впечатленная игрой Кларка, она посоветовала ему пройти прослушивание в коллектив Джетера-Пилларса (Jeter-Pillars) в Сент-Луисе. Уилльямс и барабанщик Бен Тигпен (Ben Thigpen) помогли Кенни добраться до Сент-Луиса, где он получил работу, а сами поехали в Канзас-сити.

Коллектив Джетера-Пилларса был одним из пионеров свинга на Среднем Западе в 30-е годы. Выступления проходили в известном «Plantation Club», а управляли коллективом Джимми Джетер (Jimmy Jeter) (альт-саксофон) и Чарльз Пилларс (Charles Pillars) (тенор-саксофон). Иногда вместо Кларка в коллективе играли также Сид Кэтлетт (Sid Catlett) и Джо Джонс (Jo Jones).

После нескольких месяцев выступления Кларка утомил репертуар коллектива и он уехал в Цинциннати. Однажды в Цинциннати оказался проездом широко известный Бен Уэбстер (Ben Webster), который уговорил Кенни поехать в Нью-Йорк. В 1937 году Кларк вместе в пианистом Кэллом Коббсом (Call Cobbs) переехал в Нью-Йорк и позже к ним присоединился младший брат Кларка, Фрэнк, который был басистом, играющим в стиле Блантона. Втроем они выступали в Гарлеме, но трио распалось, когда Коббс получил должность ассистента Арта Тейтума (Art Tatum). Братья Кларк остались вдвоем и в итоге присоединились к коллективу тенор-саксофониста Лонни Симмонса (Lonnie Simmons), который выступал в «Black Cat» в Гринвич-Вилладж. Также в коллективе играли трубач Бобби Мур (Bobby Moore), пианист Фэтс Эткинс (Fats Atkins), гитарист Фредди Грин (Freddie Green). Кларк играл в коллективе как на ударных, так и на виброфоне.

И хотя коллектив Симмонса был не столь популярным, но к нему приглядывались многие знаменитые музыканты: Лестер Янг (Lester Young), Бенни Гудман (Benny Goodman), Гарри Джеймс (Harry James), Уилльям «Каунт» Бэйси (William «Count» Basie), Тедди Уиллсон (Teddy Wilson) и также продюсер Джон Хаммонд (John Hammond). Кларк позже отмечал, что коллектив повлиял на звучание знаменитой «All-American Rhythm Section» Каунта Бэйси, так как Фредди Грин присоединился к нему в том же году.

Кларк также покинул Симмонса, чтобы выступать с биг-бендом Эдгара Хейеса (Edgar Hayes), играя опять и на ударных, и на вибрафоне. Свою первую запись Кенни Кларк сделал в составе биг-бенда. Среди прочих номеров был записан «In The Mood», который позже стал большим хитом коллектива Глена Миллера (Glen Miller). В тоже время Кенни выпустил под своим именем запись в составе квинтета.

Тенор–саксофонист Бадд Джонсон (Budd Johnson) так вспоминает о битве бэндов в Дайтоне, штат Огайо: «Меня буквально снесло со сцены, когда начал играть оркестр Хейеса. Я помню, что Кларк тогда поразил меня необычными акцентами на бас-барабане.» Сам Кларк говорит, что его идеи ритмических рисунков начали формироваться именно во времена, когда он гастролировал с оркестром Хейеса.

После завершения гастрольного тура, оркестр Хейеса вернулся в США и трубача Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) пригласили на работу в коллектив нью-йоркского Apollo Theater. Гиллеспи отмечал ровную игру и новаторские идеи Кларка и, после того, как пианист Тедди Хилл (Teddy Hill) побывал на выступлении Кенни с Клодом Хопкинсом (Claude Hopkins) Гиллеспи уговорил Хилла нанять барабанщика.

Хилл дал Кларку полную свободу в реализации его новаторских ритмических идей, что позволило технике Кларка предстать во всей красе. В один из вечеров коллектив играл «Old Man River» в быстром темпе и Кенни решил перенести ритмическую сетку с хай-хета на райд. Это позволило не только дать больше свободного пространства для левой руки, но и сделало звучание ритм-секции более легким и красивым. Кларк записал некоторые из сыгранных таким образом ритмических рисунков и начал их репетировать вместе с Гиллеспи, что позволило ему помимо прочего выучить еще и партии медных духовых. В дальнейшем эти знания пригодились для расставления акцентов, чтобы вносить разнообразие в аранжировки.

Кларк играл с коллективом Тедди Хилла на нью-йоркской «World’s Fair» в 1939 году, где их оппонентами был оркестр Чика Уэбба (Chick Webb). Уэбб вдохновил Кларка на дальнейшее развитие его ритмических идей. Однако не все были благожелательно настроены на эксперименты Кларка и однажды тромбонист Генри Вуд (Henry Woode) попросил уволить Кенни, потому что тот зашел слишком далеко в развитии ритма.

После смерти Уэбба 16 июня 1939 года, Кларк ненадолго стал барабанщиком его коллектива, который продолжал деятельность под руководством Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) до своего распада в 1942 году.

После этого Кларк эпизодически играл во многих коллективах в окрестностях Нью-Йорка и часто подменял Джо Джонса в оркестре Бейси, пока однажды Сид Кэтлетт не посоветовал ему занять место барабанщика в оркестре Армстронга, которое сам Кэтлетт покидал для работы с Бенни Гудманом. «Большой Сид» объяснил Кларку, как следует играть в стиле Армстронга. Услышав игру Кларка, знаменитый трубач был удивлен не столько модернизмом барабанщика, сколько его отличным пониманием музыки.

Армстронг сразу проникся симпатией к Кларку и дал ему прозвище «Little Gizzard». Однако менеджеру Армстронга, Джо Глейзеру (Joe Glaser) нужен был более профессиональный барабанщик, поэтому он уволил Кларка во время тура и нанял О’Нила Спенсера (O’Neil Spencer). Во время прощания Армстронг со слезами на глазах вручил Кенни подписанную свою фотографию и он хранил ее потом как большую ценность.

В 1940 году Тедди Хилл стал менеджером в гарлемском ночном клубе «Minton’s», куда музыканты приходили поиграть джем-сессии и отработать все то, что осуждал Союз Музыкантов (Musicians’ Union). Хилл нанял Кларка руководить местным бэндом и снова дал полную свободу в развитии своего собственного уникального стиля. «Играй все свои Reebopping, Boom Bombs (акценты в бас-барабан),» — сказал ему Хилл. – «Здесь ты можешь играть все, что хочешь.»

Прозвище «Клюк» Кларк получил в то время из-за своего фирменного движения: на слабую долю игрался рим-шот и сразу после него была «бомба» (акцент) в бас-барабан – бибоперы в звукоподражании называли этот элемент «клюк-моп». Позже Гиллеспи написал «Oop Bop Sh’Bam», где отдал дань уважения Кларку в исполняемом скэтом припеве: «Oop bop sh’bam, a-klook-a-mop».

Коллектив Кенни в «Minton’s» включал басиста Ника Фентона (Nick Fenton), пианиста Телониуса Монка (Thelonious Monk), трубачей Диззи Гиллеспи и Джо Гая (Joe Guy) и гитариста Чарли Кристиана (Charlie Christian) как неофициального члена. Вместе они экспериментировали и заложили основы стиля, который в дальнейшем будет называться «бибоп», хотя сам Кларк это название не любил. Сами музыканты называли себя «модернистами», а термин «бибоп» появился только после Второй Мировой войны.
Сид Кэтлетт был одним из многих звезд эпохи Свинга, кто отметил труд музыкантов из «Minton’s». «Этот котик очень современен, только послушайте сами,» — сказал он, когда услышал игру Кларка. Это одобрение вдохновило молодого барабанщика на продолжение своих экспериментов и вскоре каждый нью-йоркский барабанщик приходил в клуб, чтобы лично услышать игру Кенни Кларка. Среди посетителей-барабанщиков были Арт Блейки (Art Blakey), Макс Роуч (Max Roach), Дон Ламонд (Don Lamond), Тини Кан (Tiny Kahn) и Дейви Таф (Davey Tough).

В мае 1941 года в «Minton’s» была сделана нелегальная запись «Stomping at the Savoy» и мы можем, прослушав, понять причины восхищения этими музыкантами. В отличие от позднего бибопа, в данном случае музыканты все еще сильно связаны танцевальными ритмами. И дело не только в игре Кларка, но и в том, как Кристиан играет ритм в стиле Фредди Грина во время соло Джо Гая.

Технику Кларка на этом этапе можно было описать как более интенсивную версию свинговых ритмов Джо Джонса. Кларк был всего на три года младше Джонса и записывался с Бейси в том же месяце, когда была сделана запись в «Minton’s». Связь между ними двумя можно заметить, если обратить внимание, что Кларк делает много акцентов левой рукой, играя на хай-хете во время соло пианино. Он переходит на райд во время соло Кристиана и делает много акцентов в бас-барабан. Его акценты в основном приходились на конец фразы солирующего инструмента.

Вы можете услышать как Кларк не только «подталкивает» ритм-секцию «бомбами», но и также внимательно слушает, аккомпанируя солисту. В этот период Кларк больше акцентировал на малом, чем на бас-барабане. Когда не нужно было играть «бомбы», на бас-барабане игрались обычные четыре доли такта. Кларк никогда не прекращал играть четыре доли на бас-барабане, как многие полагали, просто со временем он минимизировал эти моменты.

Со временем молодые модернисты перебрались из «Minton’s» на 52-у улицу, где Кларк играл там с Бенни Картером (Benny Carter). Также Кларк выступал и в «Kelly’s Stables» с коллективом «Kenny Clarke’s Kansas City Six», куда входили Телониус Монк и Айк Квебек (Ike Quebec). Первой их композицией была «Mop Mop», получившая название за счет еще одного фирменного элемента техники Кларка. Позже к ним присоединился тенор-саксофонист Коулман Хокинс (Coleman Hawkins).

В 1943 году Кларка призвали в армию. Из-за этого он не смог участвовать в ранней записи «Bebop», сделанной Хокинсом, Паркером (Charlie Parker) и Гиллеспи, включая их интерпретацию сочиненной Кларком композиции «Salt Peanuts», которая стала визитной карточкой Гиллеспи. Диззи также просил своих барабанщиков играть в манере Кларка. В 1944 году Кларк женился на певице Кармен МакРэй (Carmen McRae) в то время, когда она посетила базу в Аламбаме, где служил Кенни. Их брак продлился до 1956 года.

Как многие джазмены, Кларк не очень любил армейскую жизнь и однажды ушел в самоволку на три месяца, во время которых успел выступить с Диной Вашингтон (Dinah Washington) и Кути Уильямсом (Cootie Williams). Также в армии он встретил Джеки Байарда (Jaki Byard), Джеймса Муди (James Moody), Джо Гейлса (Joe Gayles) и Джона Льюиса (John Lewis).

Демобилизовавшись в 1946 году, Кларк оказался разочарован музыкальной сценой. Он принял ислам и взял имя Лиакват Али Салаам (Liaquat Ali Salaam). Только немногие знали, что Кларк стал мусульманином. Гиллеспи предложил ему присоединтся к своему биг-бэнду. Этот коллектив познакомил многих с бибопом. Их репертуар включал композиции Тэдда Деймерона (Tadd Dameron).

Кларк покинул коллектив в том же 1946 году и был заменен своим питтсбургским товарищем Джо Харрисом (Joe Harris). Он иногда выступал с коллективом Деймерона и многими другими. В 1947 году Кларк снова присоединился к биг-бенду Гиллеспи для записи на фирме «RCA Victor». Здесь, вместе с Кларком, в номерах типа «Manteca» на конгах играет кубинец Чано Позо (Chano Pozo). Затем коллектив уехал в тур по Европе в январе 1948 года и Кенни решил остаться: он дал несколько уроков в Париже и сделал записи на фирме «Barclay».

В Нью-Йорк Кларк вернулся летом 1948 года и с этого времени он стал невероятно востребован, вплоть до 1956 года, когда он вернулся в Париж. Кенни сделал более сотни записей за этот период, включающих работу с Майлсом Дэвисом (Miles Davis), Телониусом Монком. Композиции «Venus De Milo» и «Rouge» с альбома Дэвиса «Birth of the Cool» были отмечены Кларком как лучшие во всей его карьере.

Улучшенные технологии записи музыки того времени позволяют нам оценить уже сложившуюся технику игры Кларка. Он обладал одним из лучших звучаний тарелок в джазе и по разным причинам он был старомодным модернистом: его ритмы никогда не обладали раздражающим звучанием, он всегда играл так, чтобы другим музыкантом было с ним комфортно. Его соло в основном были на малом барабане и на многие записи он просто не приносил томы.

В апреле 1954 года Майлс Дэвис записал «Walkin’», где мы можем слышать пример безупречной игры ритмической сетки по тарелке. Кларк мог вести весь оркестр всего лишь играя по одному райду. Расслабленное свингование создавало большие возможности для солирующих инструментов и интенсивность исполнения повышалась как только Кларк переходил с хай-хета на райд.

В 1951 году Кларк присоединился к пианисту Джону Льюису, вибрафонисту Милту Джексону (Milt Jackson), басисту Рэю Брауну (Ray Brown) – ветеранам ритм-секции «Dizzy Gillespie Orchestra», чтобы создать «Milt Jackson Quartet», который в дальнейшем сменил название на «Modern Jazz Quartet» (MJQ). Кенни оставался в коллективе до 1955 года, часто записываясь с Майлсом Дэвисом. Также он был агентом по поиску талантов для «Savoy Records» и неофициальным сессионным барабанщиком на многих звукозаписывающих студиях.

Осенью 1956 года Кларк был приглашен выступить с пианистом Мишелем Леграном (Michel LeGrand). Вначале это был просто небольшой перерыв в нью-йоркской деятельности, который перерос во влюбленность в Париж, которая длилась до конца жизни Кларка. Он больше никогда не возвращался в США.

Кларк быстро стал центральной фигурой в европейском джазе. В 1957 году он записал саундтрек Майлса Дэвиса к к/ф Луи Маля (Louis Malle) «Ascenseur pour L’Echafaud» (Лифт на эшафот). В 1961, совместно с бельгийским пианистом Фрэнси Боландом (Francy Boland), организовал биг-бэнд. При финансовой поддержке антрепренера Жижи Кампи (Gigi Campi), в биг-бэнд были скоро наняты лучшие европейские музыканты и сам коллектив стал первым европейским джазовым биг-бэндом, который мог соперничать с американскими. По иронии судьбы, одним из членов коллектива стал басист Джимми Вуд (Jimmy Woode), племянник тромбониста, который желал увольнения Кларка за слишком современное звучание.

Кларк сформировал трио «The Three Bosses», куда также вошли пианист Бад Пауэлл (Bud Powell) и басист Пьер Мишло (Pierre Michelot). Это трио участвовало в 1963 году в записи альбома Декстера Гордона (Dexter Gordon) «Our Man in Paris». В 1967 году Кенни открыл «Kenny Clarke Drum School», где он обучал как новичков, так и уже сформировавшихся барабанщиков, таких как Артур Тейлор (Arthur Taylor).

Кларк поселился на окраине Парижа в районе Montreuil-sous-Bois и женился на датчанке Дейзи Уолбах (Daisy Wallbach). У пары родился сын Лоран в 1964 году. Также у него был еще один сын – Кенни Кларк-младший (Kenny Clark Jr.) (Лиакват Али Салаам-младший (Liaquat Ali Salaam Jr.)), который родился в 1950 году от певицы Энни Росс (Annie Ross).

Кларк умер от второго сердечного приступа у себя дома 26 января 1985 года.

© Хайланд Харрис

 

 

Перевод и компиляция Михаила Карапузова