dennisdrums since

Скоморохи и их бубны

Сергей Мищенко, март 2021

У скоморохов мишка пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен весело шумит.

Адаптация детской песенки

 

О роли бубнов в музыкальной истории Киевской Руси, как и в случае религиозно-обрядовых инструментов, данных практически не сохранилось. Поэтому используем известные исторические материалы других стран, связанных с Русью. Распространив знания о них на славян и используя древний русский эпос, можно реконструировать музыкальную историю бубнов Киевской Руси. Когда и откуда они пришли на Русь в качестве музыкальных инструментов?

Интересно, что концертный бубен, являющийся характерным инструментом, далеко не всегда используется в современных произведениях. Он находит применение в тех случаях, где в музыке должны ожить восточные мотивы: в «Шахерезаде» и в «Испанском каприччио» Н. Римского-Корсакова, в пляске арабских мальчиков в балете «Раймонда» А. Глазунова, в темпераментных танцах половцев в «Князе Игоре» А. Бородина, в «Кармен» Ж. Бизе. Это косвенно указывает на его восточную родину, Византию, где он воспринимался именно как музыкальный инструмент.

«Византия, находившаяся в разнообразных контактах с Киевской Русью, к концу X века обладала великолепной музыкальной культурой. Согласно утверждениям некоторых музыковедов и критиков византийская музыка претерпела сильное влияние древнегреческой музыкальной культуры и является продолжением позднеантичной эпохи»16. Корни её музыкального искусства идут от культа Дионисия.

Согласно мифам Древней Греции, Дионисий был рождён дважды. Первый раз он родился мальчиком с рогами от Зевса и Персефоны, и получил имя Загрей. Ревнивая Гера уговорила титанов похитить и убить юного бога. Он погибает, разорванный ими на куски. Зевс испепеляет титанов молниями, а нетронутое сердце мальчика зашивает в свое бедро и вынашивает его. Рождённый второй раз, юный бог получает новое имя — Дионисий. История его возрождения сделала его богом плодородия. Именно этот сюжет и стал основным в языческих обрядах древности. Праздники, посвященные Дионисию, сопровождались пением, плясками (вакханалии) вакханок с бубнами. Жрецы ночью с факелами в руках, искали бога и призывали народ молить уснувшего Дионисия пробудиться и вернуть плодородие полям. Эти действия сопровождались жертвоприношениями, факельным (очистительная магия) и фаллическим шествиями ряженных под сакральные звуки религиозно обрядовых бубнов и свирелей, отображающих деяния богов.

С V века до н. э. во время обрядов стали разыгрывать сначала комические, а затем и трагические представления, показывающие смерть и второе рождение бога. Участники обрядов, одетые в козлиные шкуры, изображали сатиров, спутников Дионисия. Они разыгрывали сцены мифов о веселом боге и распевали дифирамбы. Из этих песен и родилась в Древней Греции в VI веке до н. э. трагедия (буквально козлиная песнь, от «tragos» — козёл и «ode» — песнь). Подобно трагедии, название «комедия» производится от слов «комос», что значит «шествие бражников» и «ode» — песнь17. Постепенно к голосовому пению участников языческого обряда стали подключаться и музыкальные инструменты. Сначала в качестве сопровождения в самих обрядах, а затем и в театрализованных представлениях, со временем всё более увеличивая долю своего применения.

Важнейшим инструментом мистерий в Древней Греции был бубен. Его роль была чрезвычайно разнообразна. На изображениях античных вакханалий бубны можно видеть в руках у танцующих вакханок. Эрато, муза поэзии, изображается с бубном. В скульптурной композиции «Выбор Геракла» или «Геркулес на распутье» фигура порока в качестве атрибута имеет бубен. Он также используется в оргиях, посвященных Аттису и Кибеле18.

 

Вакханки с бубном

 
Из Древней Греции культ Дионисия перешел в Византию, где претерпел ряд изменений, связанных с христианской религией, но бубны, по-прежнему, оставались ведущим инструментом.

Православная церковь Византии на протяжении веков была не в силах искоренить языческие празднества, пришедшие из древней Греции. Именно поэтому, выражаясь современным языком, был выбран курс на «адаптацию» наиболее чуждых православию традиций. Эллинистические и прочие национальные рудименты на протяжении столетий маскировались под терпимые для церкви торжества. Обряды постепенно теряли такие сопутствующие им элементы, как жертвоприношения, шест фаллического шествия, замещённый на шест с «Вифлеемской звездой» и прочее. Но сам «процесс слияния языческих праздников с христианской традицией завершился только в X веке»19 и именно тогда музыкальная культура Византии стала сочетать в себе единство античных обрядов и христианских устоев.

Под давлением церкви инструменты, сопровождавшие языческие обряды и древние мистерии, постепенно переходили к профессиональным музыкантам, ставившим трагедии, комедии и другие народные представления. Светская музыка окончательно заняла своё место в культуре Византии.

В музыкальной культуре Византии можно условно выделить два направления: светская инструментальная музыка и хоровое пение в православных храмах. Светская инструментальная музыка, в свою очередь, делилась на дворцовую и музыку бродячих артистов — мимов.
 

Мимы – бродячие артисты Византии

Представления мимов всегда сопровождалось бубнами — основными и непременными участниками любого действа. Владение музыкой требовало от мимов постоянного упражнения, навыка, ученья и вскоре образовался особенный класс музыкантов и певцов. Играя главную роль в различных празднествах, они хранили в своей памяти эпические сказания старины, а в музыкальном плане — конкретные мелодические обороты, музыкальные формы, снижение и повышение тонов (нот ещё не существовало). В VII веке в Газе уже существовала школа, обучавшая и отправлявшая мимов в Константинополь.

 

Гистрионы (актеры) античного мира

 
При этом «профессия мимов» всюду была в презрении. Обычай мимов маскироваться, танцевать и петь под бубны веселые, часто непристойные песни, напоминал вакхический культ Дионисия; мимы занимались знахарством, ворожбой – все это возбуждало строгое осуждение со стороны ревнителей христианства в Византии. Мим – язычник, мима – непременно блудница. Ни государство, ни церковь не признавали их полноправной личностью20. Недоверие к мимам привело в 860 году к тому, что патриарх Фофтий принял нападение русских на Константинополь за божью кару из-за принятие церковью сцены.

 

Бродячие артисты

 
Но в народе их любили. Так в деревне, где религиозные праздники играли важную роль в жизни крестьян, наибольшим весельем отличался праздник виноградного урожая. На приуроченных к этому событию пирушках обязательно выступали странствующие жонглеры, акробаты и мимы. Их танцы, имитировавшие сбор и выжимание винограда, напоминали дионисии, а само празднование походило на античные вакханалии. Всенародно отмечался в Византии праздник нового года — 1 сентября. Мимы были его заводилами. Обязательной традицией праздника было переодевание. Ряженые с плясками и песнями под бубны бродили по улицам городов и сел, стучались к незнакомцам, устраивали застолья.

 

Бродячий артист с тимпаном

 

Дворцовая музыка Византии и её влияние на культуру Киевской Руси

В дворцовой музыке Византии присутствовало два вида ансамблей: ансамбль ударно-духовых инструментов и ансамбль струнных инструментов. Среди инструментов ударно-духовых упоминаются трубы, корнеты (вукины), флейты, свирели, погремушки, тарелки, горны, органы, бубны, тимпаны. В танцах бубны были основным музыкальным инструментом. Играли и мужчины, и женщины, которых называли игроками (παιγνιώτες). В ансамбли приглашали и умелых бродячих музыкантов. «В моде была музыка и танцы. Известно, что Константин IX обожал флейту, но терпеть не мог орган, а на пластинах его короны были изображены танцовщицы»19. Правители Киевской Руси были знакомы с византийской музыкой, ещё до крещения славян: во время визита княгини Ольги в 957 г. в Константинополь, «где во время парадного обеда, сидела за императорским столом, вместе с императрицей и её детьми, слух гостей услаждали два лучших церковных хора Константинополя и разыгрывались разные сценические представления, состоявшие из плясок и других игр21.

 

Коллекция древних музыкальных инструментов

 
Конечно, суждения о Византийской музыке носят, в большой степени, гипотетический характер в связи с полным отсутствием нотных памятников светского музицирования вплоть до конца X века, который по общему признанию является временем расцвета Византийской империи.

 

Византийские дворцовые ансамбли

 
Музыкальная культура Византии в конце X века отличалась единством и взаимодействием античного и христианского начал, и оказала огромное влияние на становление музыкальной культуры многих стран – Руси, Грузии, Болгарии, Сербии, Италии и др. На этой основе происходило становление музыкальных традиций, образовавшихся в это время государств. Отметим, что бубны в этот период занимали одно из ведущих мест среди других музыкальных инструментов.

Принятие славянами православия в 988 году привело к расширению связей с Византийской Империей, усилилось ее влияние на создание и развитие новой культуры Киевской Руси, где мирно сосуществовали православие и язычество (период двоеверия). Из Константинополя приглашались бродячие артисты: музыканты, певцы, композиторы — мастера своего дела. Благодаря этому Русь познакомилась с Византийской музыкальной культурой. На её основе и происходило становление русской музыкальной культуры с учетом национальной специфики славян.

«Мимов греко-римского мира на Руси называли: захожие люди, весёлые люди, плясьць, игрец, глоумец, скомрах». Суздальский летописец говорил об их латинском костюме20. На Руси прижилось слово «скоморох». По сути, эти люди представляли собой актёров и режиссёров прошлого. Собственными силами они создавали постановки, в которых играли роли, сочиняли стихи и музыку.

Светская власть Киевской Руси в первые века после принятия на ней христианства, руководствуясь традициями византийских императоров, считала музыку и зрелища делом дозволенным. Это привело к тому, что в отличие от постепенного процесса развития музыкальной культуры в Византии, появление бродячих скоморошьих оркестров на Руси способствовало резкому скачку в её развитии. «Весёлые люди» вносили в жизнь Киевской Руси не только pазвлечения, а будучи знатоками дpевних кyльтов, их обpядовой стоpоны и символического смысла, – имели для язычников-славян значение наставников»4.

Их народные представления, адаптированные к идеологии православия и не встречающие гонений со стороны власти, очень быстро стали востребованы. На Руси появилась светская музыка, профессиональные музыканты и профессиональные инструменты. Бубны были самым массовым ударным мембранным инструментом того времени у славян и их роль в формировании музыкальных традиций чрезвычайно высока.

Скоморохи «помогали церкви», так как их постановки разлагали языческие обряды славян, превращая последние в простые народные игры и развлечения. Тем не менее церковь видела в скоморохах и звуках их бубнов дьявольское начало. Сообщив о нашествии в 1068 г. половцев, летописец «предается благочестивому размышлению: дьявол льстит и отвлекает нас от Бога бубнами и скоморохами, гуслями и русальи (плясками); на игрищах народа множество, а церкви стоят пустыми»4.

Влияние византийской музыки на зарождающуюся русскую культуру было огромно, и оставило свой след на века. Пример ее воздействия на одного из самых популярных сюжетов, разыгрываемых бродячими музыкантами с бубнами, дошел и до наших дней. Языческий миф о двойном рождении Дионисия, представляемый в постановках при обязательном сопровождении бубнами, был очень популярен на Руси в течении ряда столетий.

 

Юный скоморох в образе козы согласно мифам о Дионисии в более поздние времена

 
При этом эволюция ударных мембранных инструментов, сопровождавших это представление, не стояла на месте. Так, в конце XVII — начале XVIII веков в этом представлении бубны начали постепенно сменяться барабанами, на которых стали играть отставные солдаты-барабанщики. Опытные мастера своего дела, они легко ориентировались в обстановке действия уличного спектакля и составляли ударные музыкальные композиции, которые были не только звуковым элементом сопровождения, но и участниками самого действа. Так появились самые первые светские ударные музыкальные композиции для барабана. Однако статус бродячего артиста был значительно ниже уровня положения простого солдата — ведь военный барабанщик, это элита армии. Переход в бродячие артисты означал резкое падение его статуса, что и отмечала презрительная поговорка «отставной козы барабанщик». Так теперь уничижительно называют артистов, сломавших свою карьеру и вынужденных играть до конца своей деятельности проходные роли.

Скоморохи и их ударные инструменты, уйдя с исторической арены, оставили свой след в русской культуре пословицей, действующей и по сей день. Интересуясь историческими корнями происхождения данной пословицы, мы узнаем о мифе рождения Дионисия, о роли древних мембранных ударных инструментов, и откуда пришла на Киевскую Русь светская музыка, исполняемая бродячими артистами на своих представлениях.

Появилась и дворцовая светская музыка. На княжеских пирах играли даже на органах. Звучала инструментальная музыка. Это подтверждается описанием музицирования в княжеских хоромах в житии св. Феодосия, рассказывающего о том, как он выговаривал великому князю Святославу за “мусикийские гласы”. «Преподобный увидел, что князь сидел, а перед ним играли музыканты «овы гоусельные гласы испоущающи, другиа же органныя гласы поющи, инем замарные писки гласящим», – так все играли, веселились, как это было в обычае у князя. Преподобный попросил закончить игру. Князь приказал музыкантам умолкнуть»4.

Однако же музыка при княжеском дворе не была уничтожена; только во время прихода преподобного Феодосия не играли. Как видно из приведенных материалов количество музыкальных инструментов было значительным: от органов до духовых инструментов. Своё особое место занимали и бубны, незаменимые инструменты при танцах. Изображения скоморохов появляются на фреске в Софийском соборе в Киеве, созданной в 1037 году. Она изображает их на княжеском пиру византийского правителя. Стали скоморохи и неотъемлемой частью пиров русских князей в составе дворцовых оркестров. На другой фреске изображены плясуны и музыканты, играющие на дудке, трубах, гуслях и литаврах; были известны и акробатические представления. Обычай иметь при дворе музыкантов и танцовщиков заимствован нашими князьями также из Византии. Фрески Киевского собора расписаны, конечно, греческими художниками и в силу византийских традиций.

 

Скоморохи на фреске в Софийском соборе

 
Игра на музыкальных инструментах в княжеских теремах, дворцовая музыка, отражена и в русском былинном эпосе. Такова, например, былина «Добрыня Никитич и Алёша Попович», ранее самая популярная в народе, и почти забытая в наше время. По своему происхождению этот сюжет — «муж возвращается к жене после долгого отсутствия» — один из самых старинных в литературе. Вспомните древнегреческий миф о «Возвращение Одиссея» к Пенелопе после войны в Трое. Вернувшись, Одиссей узнаёт, что Пенелопу, его жену, царицу Итаки, считают вдовой и к ней сватаются женихи. Та выдвигает требование, что претендентом станет тот, кто сумеет натянуть тетиву на лук её мужа. Неузнанный Одиссей единственный, кто может согнуть только ему подвластный лук, доказывает свое царское право, и перебивает всех несостоявшихся женихов Пенелопы. Иначе решает проблему оказавшись в подобной ситуации Добрыня Никитич. Переодевшись в костюм скомороха, он появляется в княжеских палатах в разгар сомнительного свадебного пира, скромно садится на свободное место у печи и начинает играть «царьградские напевы» так, как умел только Добрыня Никитич. Жена узнаёт его, свадьба с Алёшей Поповичем отменяется, добродетель торжествует.

«А-да Владимир-от княсь да прироздумалсэ,
А да стары-де казак да запечалилсэ,
А да Олёшенка Попович загорюнилсэ,
А да Опраксея королевисьня здогадаласе23

Это самая необычная былина, где богатырь побеждает не силой, а искусным музицированием. Её можно сравнить с древними олимпийскими играми, где искусство соревновалось рядом со спортом.

«Для истории древнерусской культуры эта былина сохранила бесценное свидетельство о мастерстве скоморохов, об их обычае приходить на свадьбы и играть там «царьградские» напевы с местным, киевским, содержанием. Причем, сюжет древнегреческого мифа «Возвращение Одиссея» был знаком ромеям, но не известен славянам. Он был обработан в былинном стиле профессиональными поэтами-скоморохами, сделавшими главного героя, Добрыню, своим «собратом» по профессии»23. Былина пользовалась большой популярностью, особенно у женской половины.

Вот так, через «царьградские» напевы, была открыта дорога развитию дворцовой музыки у славян. Часть бубнов, помимо исполнения своей роли в языческих обрядах, стали светскими ударными музыкальными инструментами скоморошьих оркестров на Руси.

 

Пляски скоморохов в княжьем тереме

 
Роль ударных мембранных инструментов, применяемых в культовых эллинистических постановках на протяжении всей истории скоморохов, чрезвычайно высока. Упоминания о бубнах встречаются в различных исторических источниках. На Руси, основными музыкальными инструментами у скоморохов, которые учитывали роль бубнов для славян, стали именно профессиональные БУБНЫ. Они сопровождали первые представления бродячих артистов на Руси, участвовали в дворцовых оркестрах. Спектр звучания их чрезвычайно широк благодаря своему строению.

На деревянный обруч на одну сторону натягивалась кожа (односторонний мембранофон). В прорезях обруча прикреплялись металлические тарелочки, а внутри него на натянутой бечёвке были нанизаны маленькие колокольчики. Приёмы игры на барабане разнообразны: резкие удары рукой по коже и отбивание на ней сложных ритмических ударов. В данном случае звучали кожа мембраны и бубенчики. При сильном ударе бубен звучал резко, при слабом прикосновении раздавались поэтичное побрякивание колокольчиков. Существовали способы, когда звучали одни лишь колокольчики. Этого можно было добиться стремительным встряхиванием бубна, дающее пронзительное tremolo. При небольшом воображении они давали возможность зрителям слышать, то испепеляющие удары грома Зевса, то звуки падающих капель благодатного дождя.

Итак, время появления музыкальных инструментов у славян связано с крещением Киевской Руси в 988 году, которое открыло дорогу бродячим артистам из Византии. Музыка и песни в представлениях скоморохов, являлись изложением древнейших священных знаний и несли в себе глубокий сакральный смысл, изображающий жизнь Богов, показывающий небесную и земную историю. В тоже время, переводя языческие обряды славян в народные представления, игры, они способствовали исчезновению язычества. Вместе с язычеством уходили и религиозно-обрядовые бубны. У славян рождалась светская музыка и светские музыкальные инструменты, в том числе и бубны. Началась музыкальная история славян и, бубны, как музыкальные инструменты, занимали в ней в этот период ведущую роль.

 

Современный концертный бубен

 
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4