dennisdrums since


 

Джазовый барабанщик Jake Hanna

(04.04.1931 — 12.02.2010)
 

КТО ЖЕ ТАКОЙ ДЖЕЙК ХАННА?

Джон Эдвин «Джейк» Ханна родился 4 апреля 1931 года в городке Роксбури, штата Массачусетс, но вскоре его семья перебралась в город Дорчестер. С ранних лет будущий барабанщик любил стучать всем что ни попадя по трубам, кастрюлям, сковородам и даже по газовым плитам и посудомоечным машинам. Тяга юного таланта к ритмическим фигурам нашла выход, когда восьмилетнего Джейка приняли в маршевый оркестр при церкви «St. Brendan’s Drum and Bugle Corps». «Я и до сих пор так играю», — вспоминает Ханна. – «в двудольной маршевой манере».

Первые шаги в качестве джазового барабанщика Джейк делал под руководством своего брата. Это послужило хорошей базой для частных уроков, которые после демобилизации из рядов ВВС США он в течение трех лет брал у Стэнли Спектора (Stanley Spector), известного бостонского джазового преподавателя по классу ударных инструментов. Именно ему Ханна обязан своим музыкальным профессионализмом. «Для меня не было учителя лучше, чем Стэнли Спектор», — утверждал Джейк. – «Многие из преподавателей слишком сосредоточены на руках и технике. Но «хорошие руки» ещё не залог хорошего джаза. Полагаю, не владей Бадди Рич (Buddy Rich) и Джо Морелло (Joe Morello) своей великолепной техникой, они всё равно были бы прекрасными музыкантами. Перво-наперво следует научиться основам – свингу и чувству времени. Этого нельзя добиться сходу, с наскока. Должно пройти время, прежде чем что-то начнет получаться».

«Когда я впервые услышал «Sing, Sing, Sing», то решил, что стану барабанщиком, играющим что-то в этом роде, но затем начал изучать технику Джо Джонса (Papa Joe Jones) и Дэйва Тафа (Dave Tough). Это был очень полезный опыт, ведь раньше я даже и не подозревал, что барабаны могут так звучать. И ещё мне повезло — мой брат играл в то время на ударных и мог держать бит на тарелках в стиле Дэйва Тафа». В интервью июльского номера журнала «Modern Drummer» за 1982 год барабанщик вспоминает: «Брат показал мне, как следует вести ритм на тарелке Ride. К счастью, он играл правильно — триолями, а не шестнадцатыми».

«У малыша Джейка тогда было три кумира: Брэйс Бимер (Brace Beamer) — голос Одинокого Рейнджера в радиопостановках, Бенни Гудман (Benny Goodman) и Тед Уильямс (Ted Williams). Брэйс Бимер ушел со сцены, Тед Уильмс закончил карьеру в спорте, а когда я прослушивался в оркестр Бенни, то он меня не взял – теперь я чувствую себя таким одиноким», — беззаботно шутил Джейк.

Ханна довольно быстро перенимал опыт барабанщиков, которые приезжали на денёк с гастролями своих оркестров или выступали в бостонских театрах-водевилях, а также у многочисленных одаренных представителей афро-американского сообщества своего родного города. Помимо копирования движений барабанщиков, Джейк старался слушать как можно больше записей, и в особенности те, где играли его любимые Папа Джо Джонс (Papa Jo Jones), Джордж Ветлинг (George Wettling) и Джин Крупа (Gene Krupa). «Возможность учиться у лучших барабанщиков была буквально на каждом углу. Нам очень везло, ведь в то время Бадди Рич (Buddy Rich) играл в оркестрах Арти Шо (Artie Shaw) и Томми Дорси (Tommy Dorsey), Бадди Скутц (Buddy Schutz) – у Джимми Дорси (Jimmy Dorsey), Мори Фельд (Morey Feld) – у Бенни Гудмана (Benny Goodman), Джимми Винсент (Jimmy Vincent) – у Луи Прима (Louie Prima), Джо Джонс – в оркестре Каунта Бэйси (Count Basie). Я с большой пользой проводил время, наблюдая за этими ребятами. Заверяю вас, это был лучший в мире способ научиться играть,» — рассказывал Джейк Ханна в интервью июльского номера журнала «Modern Drummer» за 1982 год.

Где-то к 1944 или 1945 году, тринадцатилетний Джейк уже сделал себе имя как профессиональный сессионный барабанщик. Причиной этому стала Вторая Мировая Война, так как многих барабанщиков приходилось подменять и для юного Джейка открылось множество возможностей, чтобы зарекомендовать себя. В последующие годы он был сильно загружен работой, играя со многими местными бостонскими коллективами, а также аккомпанируя мужскому хору старшей школы «Dorchester High School». В конце 40-х ему довелось играть в оркестрах Томми Рида (Tommy Reed) и Теда Вимса (Ted Weems). В 1950 году Джейк Ханна был призван на службу в оркестр ВВС на техасской военной базе в Сан-Антонио, где его наставником был Ллойд Моралес (Lloyd Morales). Там он совершенствовал свою рудиментальную технику, навыки игры с листа и общее владение ударной установкой, а также играл на бас-барабане.

«Когда я демобилизовался, то остался в Техасе без средств к существованию», – вспоминает печально Джейк. – «Положение спас Томми Рид, который дал мне работу. Помню, в кармане у меня было всего четыре бакса. Он выслал мне девять, чтобы я смог доехать на автобусе до луизианского Шривпорта (Shreveport) и присоединиться к оркестру. Вы только задумайтесь — у меня наличных было меньше, чем стоил билет на автобус! Думал, перекантуюсь пару недель в оркестре, но в итоге задержался больше, чем на год».

После увольнения в 1953 году, Джейк вернулся в Массачусетс, чтобы полностью посвятить себя музыке. В 1956 году он поступает в бостонский колледж «Berklee College of music», где днем прилежно учится, а по вечерам выступает с оркестром Бадди Морроу (Buddy Morrow) или с трио пианистки Тошико Акиёши (Toshiko Akiyoshi).

«К этому же периоду относятся и значительные перемены в моей жизни. Тогда наш коллектив, в состав которого входили Бак Клейтон (Buck Clayton), Бад Фриман (Bud Freeman), Пи Ви Рассел (Pee Wee Russell), Вик Дикенсон (Vic Dickenson), вокалист Джимми Рашинг (Jimmy Rushing) и я, ещё и понятия не имел, что значит играть качественно» – приводит в своей статье «Джейк Хана: барабанщик, обуздавший свою мощь и ставший стержнем оркестров Гарри Джеймса и Вуди Германа» воспоминания Ханны автор Стив Вос (Steve Voce).

Окончив колледж в 1958 году, Ханна остаётся в городе и работает постоянным барабанщиком в «Storyville Club». Джейк вспоминал это время, как лучшее в своей жизни, особенно выступления в клубе с оркестром Джорджа Вэйна (George Wein). До этого ему доводилось играть только «современный джаз», но поскольку знаменитые артисты, выступавшие в клубе «Storyville» исполняли популярный джаз (мэйнстрим) или, как его тогда называли, диксиленд, то барабанщику приходилось проявлять универсальность: «Все музыканты были словно чистый жемчуг! Каждую ночь за ударными у меня было самое лучшее место в зале! И именно поэтому я всегда играл плохо — был слишком занят тем, что слушал этих ребят! Это была сказка – потрясающий оркестр и потрясающие времена!».

В 60-е годы происходит взлет карьеры Джейка Ханны. И первый виток она сделала, когда он в 1961 году присоединился к джазовому оркестру трубача Гарри Джеймса (Harry James). Летом этого же года Ханна отправился в город Джэксонвилль (Jacksonvill, штат Флорида), чтобы выступить с трио Росса Томпкинса (Ross Tompkins). Когда выступления окончились, барабанщик собрался домой, но его пригласили присоединиться к оркестру Гарри Джэймса в Лас-Вегасе. После нескольких недель сотрудничества отношения между барабанщиком и руководителем стали далеки от идеальных. Возможно, работа в оркестре Гарри Джэймса продлилась совсем недолго в силу того, что знаменитый трубач заполучил в свой коллектив не менее знаменитого Бадди Рича, а Джейка попросту уволил. Ханне ничего не оставалось, как приступить к поиску новой работы и он позвонил пианисту Нэту Пирсу (Nat Pierce). По удачному стечению обстоятельств Пирс как раз набирал музыкантов в новый оркестр Вуди Германа (Woody Herman) и незамедлительно нанял Джейка. Таким образом с 1962 по 1964 годы барабанщик стал участником коллектива Вуди Германа. Оркестр Германа переживал тогда не лучшие времена, но энергичная манера игры Ханны помогла ему вернуться на вершину популярности. Многие ценители джаза сходятся во мнении, что именно тот состав 60-х годов был самым лучшим. Известный критик Джордж Саймон (George Simon) так отмечал барабанщика: «Он обладает выдающимся стилем!» Постоянная работа не мешала Джейку эпизодически сотрудничать с другими коллективами — оркестром Дюка Эллингтона (Duke Ellington), где ему приходилось подменять Сэма Вудъярда (Sam Woodyard), оркестром Гарри Джеймса (Harry James), а также со знаменитым бостонским учителем и первопроходцем в области репертуарных оркестров Хербом Помероем (Herb Pomeroy).

 

 

Несомненно, Джейк Ханна шёл по стопам своих предшественников из оркестра Вуди Германа – Дэйва Тафа и Дона Ламонда (Don Lamond), черпал вдохновение в творчестве своих кумиров — Бадди Рича (Buddy Rich) и Джо Джонса (Jo Jones). Но он не просто копировал идеи и рисунки, а добавлял в них свое уникальное чувство музыки, фантазию и юмор. За ним приятно наблюдать во время игры – яркая жестикуляция с различными взмахами и росчерками в воздухе и при этом никаких лишних движений. Сама техника игры была великолепной, а точное чувство времени и дозированная энергетика заставляли оркестр играть на пределе возможностей.

«С последнего нашего совместного выступления [с Ханной – прим. dennisdrums.com] прошло три или четыре года и за это время манера его игры кардинально изменилась», — с восхищением рассказывает Герман. – «Настолько кардинально, насколько день сменяет ночь! К нему невозможно придраться — играя, он всегда был прав на девяносто девять и пять десятых процентов! Известно, что самыми важными музыкантами в оркестре являются барабанщик и ведущий трубач и если с ними что-то не так, то о выступлении можно забыть. Джейк был первым надёжным оркестровым барабанщиком, который пришел к нам после Дэйва Тафа и Дона Ламонда и он действительно заслуживает похвалы…»

Вуди Герман управлял своим коллективом в течение шести десятилетий и за все это время только двум музыкантам было позволено играть совершенно свободно: Дейву Тафу (Dave Tough) и Джейку Ханне. Причиной этого был их безупречный музыкальный вкус, чувство времени, способность свинговать и умение адаптироваться к звучанию оркестра. Благодаря этим качествам каждый из них в своё время стал легендой. «Раньше у нас плохо обстояли дела с up-tempo», – рассказывает Герман. – «Ни один из моих барабанщиков не умел уверенно играть в высоких темпах. Но сейчас оркестр может намного больше и музыканты с энтузиазмом исполняют те вещи, которые у нас не получались пятнадцать лет назад. Причем, без напряжения — все получается само собой».

 

 

Музыкальный коллектив Германа часто играл в нью-йоркском «Metropole», где музыканты размещались в один ряд на узкой сцене, тянувшейся до самой стойки бара. На противоположной от оркестра стене располагались зеркала. Для успешного выступления барабанщику нужно было сильно постараться, чтобы своей уверенной игрой собрать рястянутую линию музыкантов в единый оркестр. У Джейка Ханны это получалось и при этом он оставался спокойным и собранным.

«Я смотрел в зеркало на того, кто солировал», — вспоминает он с улыбкой. – «А потом на себя — что я делаю в этот момент».
«Он объединял нас, всех шестнадцать музыкантов, в один сплоченный музыкальный состав», — рассказывает Фил Уилсон (Phil Wilson), тромбонист оркестра Вуди Германа. – «Это было настолько невероятно, что даже не верилось!».

«Думаю, Джейк был одним из самых недооцененных барабанщиков всех времен», – так Нэт Пирс охарактеризовал Ханну в упомянутой выше статье Стива Воса.

 

КАРЬЕРНЫЕ ВЗЛЕТЫ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Тесное сотрудничество Джейка Ханны с компанией «Regal Tip» началось в начале 60-х годов. Он стал первым обладателем именных барабанных палочек, выпускаемых крупной компанией [помимо палочек «Regal Tip», Джейк Ханна был эндорсером барабанов «Gretsch» и тарелок «Zildjian» – прим. dennisdrums.com].

Также Ханна оказался первым автором, у которого вторая часть школы игры на барабанах увидела свет раньше первой — в 1973 году, после выхода «Syncopated Big Band Figures – Duets – Vol.2» была издана «Syncopated Big Band Figures – Solos – Vol.1».

 

 

Покинув Беркли, Джейк Ханна продолжал в течение трёх лет выступать с Тошико Акиёши – так судьба подарила ему четыре незабываемых летних сезона в нью-йоркском клубе «Hickory House». В 1959 году, под впечатлением от игры Ханны в клубе «Storyville», пианистка Мэриан МакПартленд (Marian McPartland) пригласила его в свое трио. Джейк принял приглашение и оставался в ее коллективе вплоть до 1961 года. В трио МакПартленд «было приятно смотреть, на его широкие, витиеватые и, в то же время, точно рассчитанные движения».

В 1964 году Ханну пригласили в качестве постоянного барабанщика в «The Merv Griffin Show». Когда в 1970 году шоу переместилось из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, Ханна оказался одним из немногих музыкантов, кому предложили вместе с шоу переехать на новое место, при условии, что они быстро дадут ответ. Так, вместе с Биллом Берри (Bill Berry), Ричи Камука (Richie Kamuca) и другими участниками, Ханна попал на западное побережье. Позже он отзывался о решении последовать за оркестром «самым глупым в жизни». Причиной этого был не сам оркестр, который, к слову, был потрясающим, а «таланты», участвующие в шоу: например, Дэнни Миан (Danny Meehan), который свистел, стоя на голове. И это ещё не самый худший пример. Проработав в шоу десять лет, Джейк ушел оттуда в 1975, чтобы сконцентрироваться на карьере сессионного барабанщика и тут для него наступил, пожалуй, самый богатый на события год: плодотворные гастроли по Европе с Бингом Кросби (Bing Crosby), запись альбома «Live At Concord» в составе оркестра под управлением самого Ханны и тромбониста Карла Фонтана (Carl Fontana), который впоследствии номинировали на Грэмми. Именно благодаря работе с Бингом Кросби, Джейк познакомился со своей будущей женой Денизой, на которой женился в 1984. Сотрудничество с Бингом Кросби продолжалось вплоть до его смерти в 1977 году. Несмотря на постоянно высокий уровень исполнительского мастерства, Ханна до последних дней оставался одним из самых скромных джазовых барабанщиков, радуясь простой возможности вести оркестр в изящной и степенной манере.

Джейк Ханна сыграл ключевую роль, участвуя в записях на студии «Concord» с такими знаменитыми музыкантами, как Розмари Клуни (Rosemary Clooney), Скотт Хэмилтон (Scott Hamilton) и Вуди Герман. Его усилиями был записан альбом «Everything’s Coming Up Rosie», благодаря которому Розмари Клуни вернулась на сцену. Для этой записи Джейк лично выбирал композиции и приглашал музыкантов.

За всю карьеру Джейк Ханна успел поработать с таким звездами мировой сцены, как Тони Беннетт (Tony Bennett), Оскар Питерсон (Oscar Peterson), коллективами «SuperSax» и «Howard Alden’s East Coast All Stars», участвовал как в концертных выступлениях, так и студийных сессиях – в общей сложности существует порядка 250 его избранных джазовых и эстрадных записей. В 2007 году началось сотрудничество Ханны и номинантки на премию Грэмми Роберты Гамбарини (Roberta Gambarini), но в 2010 году он стал чувствовать себя плохо и ему пришлось завершить выступления. К несчастью это была его последняя работа в качестве барабанщика и 12 февраля 2010 года он умер в возрасте 78 лет от осложнений, связанных с заболеванием костного мозга.

 

ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ У ДЖЕЙКА ХАННЫ?

Философия и подход Ханны основываются на двух принципах – хорошем музыкальном вкусе и отличном чувстве времени. Если не задавать четкую пульсацию, не играть с чувством и напором, которого требует произведение, то потенциал композиции не будет раскрыт. Но недостаточно обладать хорошей техникой – нужно всё время помнить, что эффектными и ярко звучащими заготовками можно испортить музыку, если использовать их без оглядки на структуру и настроение пьесы.

Жизненная философия Джейка Ханны проста и иронична: «Я считаю, что необходимо уклоняться от ударов судьбы – все время двигаться и уклоняться… иногда лучше нанести один удар сейчас, а двойку пробить потом. Жизнь как бокс, нельзя впустую тратить время. Я принимаю все происходящее, как оно есть – легко и непринужденно».

Не важно, в каком составе играет барабанщик, будь то трио, комбо или биг-бенд, главной его задачей, по мнению Ханны, является умение перевоплотиться в сердце оркестра, в мотор, задающий темп и пульсацию музыки. Нужно постоянно стараться поддерживать остальных музыкантов своим аккомпанементом, помогая им ярче проявлять свою музыкальность и при этом не переигрывать самому. Следует понимать, что игра в коллективе — это творческий процесс: каждая нота должна точно быть вписана в структуру музыкальной композиции и не выпадать из её контекста. В различных произведениях следует играть столько нот, сколько требуется для хорошего звучания и полного раскрытия музыкального потенциала. Нужно стремиться играть как можно проще, только в одном случае это означает играть скупо, а в другом – с большим количеством заполнений.

Джейк Ханна хорошо вписывался в звучание любой ритм-секции. По большому счету, любой барабанщик должен уметь выстраивать свою игру с учетом состава коллектива, особенно сессионный. Все музыканты чувствует инструмент по-разному — у каждого своя исполнительская техника, собственное музыкальное мышление и идеи. Поэтому следует внимательно относиться к звучанию каждого из оркестрантов, подстраиваясь и объединяя всех своей игрой. Такое внимательное отношение позволяет лучше чувствовать своих музыкальных коллег и, соответственно, лучше им аккомпанировать, повышая шансы ещё не раз быть приглашённым поиграть вместе. Если постоянно развиваться в этом направлении, то карьера барабанщика несомненно пойдет в гору!

В каком бы коллективе не играл Джейк Ханна, его участие было гарантией отличного свинга и четкого исполнения. Помимо музыкальной одаренности, барабанщик был хорошим и остроумным рассказчиком. Известный своей прямолинейностью и едким чувством юмора, Ханна любил рассказывать истории о знакомых музыкантах, и чем глубже наступала ночь, тем удивительнее были эти рассказы. Трубач Рэнди Сандке (Randy Sandke) по этому поводу сказал, что «время, проведенное с ним на сцене и вне ее, было сплошным удовольствием».

Современные барабанщики одержимые новаторством, злоупотребляют сложными ритмическими рисунками и полиритмией, похожими на оружейную канонаду. Они молотят барабаны словно ретивые скакуны своими копытами. Ханна выглядел старомодно по сравнению с ними, но он всегда оставался глух к аргументации в пользу раскрепощённой игры.

«Как это ни парадоксально, свобода для меня заключается в самодисциплине и умении ограничивать себя», — говорит Джейк. – «Некоторые современные барабанщики незаслуженно занимают своё место. Они играют очень вольно, но из-за своего безответственного исполнения теряют ощущение настоящей свободы. Джаз — это парадоксальное явление: надо крепко держать палочки, чтобы играть небрежно, и чем лаконичнее играешь, тем более насыщенным получается твоё звучание! Эти новички постоянно переполняют звучание оркестра, мешая остальным музыкантам. Их ритмическая фразировка сумбурна на всём протяжении композиции, а когда играешь много и сложно, то ещё невольно и громкость повышается. Поэтому не следует забывать, что барабанщики – это как линия нападения в [американском] футболе. Они всегда на передовой… надежные ребята… но героями их никто не считает».

«Пока эти ребята не вернутся к четкой свинговой сетке, забыв про дикие ритмические скачки, джаз так и будет оставаться не актуальным», — продолжает Ханна. – «Единственный мастер игры в таком скачущем стиле, которого я понимаю – это Рой Хэйнс (Roy Haynes). Но у него есть вкус и мастерство. Вкус просто так не развить – это умение настраивать свою установку для сбалансированного звучания, правильное звукоизвлечение и, самое главное, чувство меры. Вот почему мне так близка игра Гаса Джонсона (Gus Johnson) – при скупой акцентировке такое богатое звучание. Джо Джонс, Шелли Манне (Shelly Manne) и Дон Ламонд – вот те, кто по-настоящему умеет играть. Шелли для меня, всё равно что джазовое воплощение Билли Глэдстоуна (Billy Gladstone) [знаменитый барабанщик с великолепной техникой, который работал в оркестре на бродвейских шоу – прим. dennisdrums.com] — настоящий артист. Кстати, можно сказать, что Билли и воспитал его – в свое время катал малыша Шелли в коляске».

 

 

Один из близких друзей Джейка Ханны и его коллега, барабанщик Эд Шонесси (Ed Shaughnessy) так вспоминал о нем: «Никогда не знаешь, чего можно ожидать от Джейка. Например, однажды он обратился к плотнику с просьбой распилить напольный том и бас-барабан на две части так, чтобы в них можно было складывать остальные барабаны и затем фиксировать конструкцию скобами. Это позволило ему сэкономить деньги и место при транспортировании ударной установки. Несмотря на такую операцию, барабаны звучали прекрасно.

Также он слыл страстным болельщиком и его любимой командой были «Boston Red Sox». Однажды я послал ему спортивный журнал с Тедом Уильямсом (Ted Williams) [американский профессиональный бейсболист и менеджер, считается одним из лучших отбивающих в истории бейсбола] на обложке, так он буквально каждому рассказал об этом. Спустя некоторое время он встретил мою жену и узнал, что она записала промо-ролик для «Boston Red Sox» и, более того, знакома с Тедом Уильямсом. После этого в течение часа никто и слова не мог вставить!

В другой раз мы отправились пообедать в компании барабанщиков. Когда я сообщил, что Лу Беллсон (Lou Bellson) сломал бедро, Ханна тут же отреагировал: «Странно, что не оба» — Луи тогда как раз практиковал игру на двух бас-барабанах. Наша компания тут же взорвалась от смеха, хоть я и пытался намекнуть, что со стороны Джейка это было несколько жестковато.

Его знаменитое чувство юмора было таким же выдающимся, как и талант барабанщика, причём, одного из самых востребованных. Начиная с работы у Вуди Германа в 60-х и на протяжении четырех последующих десятилетий, Ханна оставался искусным творцом ритма. Он никогда не играл чрезмерно, но его саунд всегда был в норме.

Я горжусь, что был его другом и мне будет не хватать его потрясающих историй… также как и замечательной игры».

Гитарист Говард Олден (Howard Alden) однажды очень точно заметил: «Джейк Ханна был музыкантом до мозга костей. В его исполнении были искренность и честность и если вы, играя вместе с ним, проявляли те же качества, то он это замечал и относился к вам с уважением. А вот халтуру терпеть не мог. Не допуская пустот в тексте, он всегда подбирал нужные ноты для заполнения. Джейк полностью посвятил себя музыке, эстетической красоте и свингу. Он был самым искренним исполнителем не только на ударных, но и на других инструментах. Каждая нота шла из его сердца и прекрасно дополняла общее звучание».

Мэриан МакПартленд, джазовая пианистка, так отзывается о барабанщике: «Возможно, слово «комфортная» — лучше всего характеризует игру Джейка Ханны. Этот эпитет отражает как его подход к музыке, так и его личность — холостяка тридцати двух лет, компанейского человека, любящего посиделки с коллегами-музыкантами. Джейк постоянно посещал клубы, где выступали его друзья и, если была возможность, оставался посидеть с ними. Ханна – настоящий музыкант, полностью поглощенный игрой, любящий обсуждать музыку и слушать ее, а также один из самых приветливых людей, каких только можно встретить. И хотя он любит сотрясать воздух и язвительно шутить, но все равно остается искренним, преданным и честным человеком».

Мария С. Джадж (Maria S. Judge), племянница Джейка Ханны, написала биографическую книгу о своем знаменитом дяде «Джек Ханна: ритм и юмор джазового барабанщика» («Jake Hanna: The Rhythm and Wit of a Swinging Jazz Drummer», издательство «Meredith Music Publications»). Книга получилась не совсем похожей на биографию в силу многогранной личности знаменитого ударника, который был прекрасным рассказчиком, шутником, спортивным болельщиком, семьянином, учителем, наставником, охотником за талантами, а также универсальным перкуссионистом, разработавшим свою концепцию свинга. Автор выразила благодарность 192! друзьям Джейка Ханны, которые помогли составить его литературный портрет – спортивным болельщикам, членам семьи, коллегам-музыкантам, ученикам и просто поклонникам его таланта. С их помощью удалось показать личность барабанщика со всех сторон, начиная от хорошего семьянина и бескомпромиссного музыканта и заканчивая безумным спортивным болельщиком и удивительным рассказчиком.

Большая часть из 192 человек упоминали в своих воспоминаниях знаменитое чувство юмора Джейка Ханны и живую реакцию на любую ситуацию. Любые его сюжеты и истории заставляли людей буквально задыхаться от смеха. Чтобы понять это, достаточно услышать его историю о Бадди Риче, Сэме Мосте (Sam Most) и их секстете в Чикаго.

 

 

У Ханны была целая армия поклонников, как среди коллег, так и среди простых меломанов. Барабанщики всех стилей и возрастов, включая Чарли Уоттса [Charlie Watts, ударник группы “Роллинг Стоунз” – прим. dennisdrums.com], буквально боготворили его. Хотя книга Марии Джадж и не является учебником для барабанщиков, тем не менее в ней есть много интересного: стиль Ханны, его философия и техника, подход к настройке барабанов, игра щетками, правильное использование тарелок, его идеи по оборудованию инструмента, а также мнение о других барабанщиках, музыкантах и певцах. Джейк Ханна способствовал возрождению оркестров Мейнарда Фергюсона (Maynard Ferguson) и Вуди Германа так же, как Луи Беллсон возродил оркестр Дюка Эллингтона. Кроме этого, Джейк проявил свой талант в небольших коллективах — аккомпанируя певцам, он принес успех студии «Concord Jazz», помог вернуться на сцену Рози Клуни, а также стал первым, кто ради джаза оставил постоянное место работы в шоу.

 

 

До самой смерти, Джейк был частым посетителем джазовых вечеринок и фестивалей. Бодрый дух и хорошее чувство юмора делали его приятным собеседником, а его знание джазовой стилистики просто поразительно. Достаточно было упомянуть имя любого барабанщика и Джейк тут же мог изобразить манеру его игры.

Энциклопедия «The New Grove Dictionary of Jazz», вышедшая в 1988 году, описывает Джейка Ханну как «барабанщика с безупречным чувством времени и способностью вести коллектив в любом темпе и обладающего отличным музыкальным вкусом».

Напоследок приведем один совет Джейка Ханны для тех барабанщиков, чей басист не слишком хорош: «Ребята как-то спросили меня, как я поступаю, если басист плохо играет. Да очень просто, делаю то же, что Луи Армстронг (Louie Armstrong) — напеваю про себя линию баса, например, «Indiana» в то время, как коллектив исполняет «Stardust». Нужно просто поймать подходящую мелодию».

 

 

Will You Still Be Mine
Rosemary Clooney & Concord Allstars, Holland, 1981

Perdido — Drum Solo
The American All Stars, Jazz Special, Germany, 1995

 

Источники:

1. «Jake Hanna — The Timeliest, Swinging Drummer», Steven Cerra, 9 апреля, 2015
2. «Jake Hanna: Drummer whose controlled power made him the linchpin of the Harry James and Woody Herman bands”, Steve Voce, The Independent, 1 мая, 2010
3. «Jake Hanna», Bruce Klauber, 16 февраля, 2009
4. Интервью в журнале «Modern Drummer», июль, 1982

 

Перевод  и компиляция Михаила Карапузова