dennisdrums since


 

Джазовый барабанщик Philly Joe Jones

(15.07.1923 — 30.08.1985)

 

Джозеф Рудольф Джонс (таково полное имя музыканта), как и Стен Леви, родился в городе Филадельфия, штат Пенсильвания, США.

Джонс известен под псевдонимом «Филли Джо», который происходит от названия его родного города – Филадельфии. Этот псевдоним он придумал себе сам, чтобы отличаться от другого известного барабанщика с похожим именем – Джо Джонса (известного как «Папа» Джо Джонс), полное имя которого – Джонатан Дэвид Сэмюель Джонс. Существует и другая версия – в 1952 и 1953 годах Джонс выступал с пианистом Джо Моррисом (учеником Элмо Хоупа) и кларнетистом Тони Скоттом, который и закрепил за Джозефом псевдоним «Филли».

Однако, сходства с «Папой» Джонсом на этом не заканчиваются. Так же как и «Папа» Джо Джонс, установивший в 30-40-х годах стандарты для ритм–секций («rhythm section» — музыканты в составе оркестров и ансамблей, функция которых заключается в исполнении базовой ритмической фактуры музыкального произведения), «Филли Джо» сделал тоже самое, но уже в 50-х годах. Кроме того, оба музыканта умерли почти в одно время – «Филли» Джо Джонс — 30 августа 1985 г., а «Папа» Джо Джонс – 3 сентября 1985 г.

«Филли» Джо Джонс зарекомендовал себя в качестве ключевого джазового барабанщика середины – конца 1950-х годов. Работая в знаменитом квинтете трубача Майлза Дэвиса, он развивал бибоп в направлении музыкальных жанров, которые позднее стали называться хард-бопом и пост-бопом. Его игра объединила изящество джазовых барабанщиков Кози Коула и Сида Кэтлетта с современной и инновационной манерой Кенни Кларка и Макса Роуча. Джонс перевоплотил игру джазовых ударных во всеобъемлющий современный стиль, который одновременно был и «грохочущим», бодрящим и безупречно музыкальным.

Бабушка Джо по материнской линии была пианисткой. Она настояла на том, чтобы все ее семь дочерей занимались музыкой. Мать Джозефа стала квалифицированным преподавателем игры на фортепиано. Она и научила своего сына всем основам музыки. С такой семьёй Джо Джонс вряд ли мог иметь другое будущее. С подачи матери его музыкальное образование началось в раннем возрасте. По одним источникам он начал играть на ударных с 4-х лет, по другим – с 9-ти.

Как и другие знаменитые джазовые барабанщики, еще ребёнком, Джонс отбивал чечётку. Этот талант привёл его на Филадельфийскую радиопередачу «The Kiddie Show». На раннем этапе своей, уже профессиональной карьеры, Джонс участвовал в этой передаче как барабанщик и танцор.

Джо с ранних лет обладал талантом развлекать окружающих. Еще тогда он получил репутацию «души компании» и неугомонного любителя шуток и развлечений. Подавляющее большинство близких ему людей и музыкантов утверждало, что Джонс был одним из тех, с кем хотелось проводить время и общаться. Говорят, что его дружелюбная натура как и постоянная борьба с серьёзной наркотической зависимостью привели к большому количеству знакомств, оказавших влияние на его карьеру.

Первым учителем и наставником Джозефа стал Джеймс Харрис. Он мотивировал Джонса изучать технику игры знаменитых музыкантов конца 1930-х — начала 1940-х годов, таких как Уоррен Доддс, Чик Уэбб, Дэйв Таф, Джо Джонс, Кенни Кларк, Артур Блэйки и Макс Роуч.

В подростковом возрасте Джо начал играть в различных клубах своего родного города и довольно быстро приобрел репутацию «без пяти минут звезды». Кумирами «Филли» Джо были Макс Роуч, Сид Кэтлетт, Чарльз Вилкоксон, которые передавали ему свой опыт и одаривали ценными советами, поощряя на дальнейшее продвижение к Нью – Йоркской джазовой сцене.

В 40-х он начал играть в блюз–группах, зарекомендовав себя на джазовой сцене Нью–Йорка как нельзя лучше.

В 1947 году «Филли» Джо Джонс стал постоянным ударником в клубе «Cafе Society» в Нью–Йорке, где он играл со многими ведущими бибоп-музыкантами того времени. Один из них — Тэд Демерон — оказал большое влияние на игровую манеру Джонса. Работа с Демероном научила Джонса игре в биг–бэнде.

Хотя Джонс и обосновался в Нью–Йорке, служба в армии на время прервала его профессиональную музыкальную карьеру. Тем не менее, своих навыков он не растерял, т.к. служил в военном оркестре. После армии Джо был принят на работу машинистом трамвая. Но вскоре был уволен, как говорят потому, что мог остановить трамвай и зайти поиграть джаз в каком–нибудь клубе, порой забывая о пассажирах. После увольнения Джонс работал в Филадельфии, играл с такими «звёздами», как Декстер Гордон, Теодор «Фэтс» Наварро, Чарли Паркер.

Несмотря ни на что, Джонс находился в хорошей музыкальной форме. После переезда в Нью-Йорк в 1947 году он интенсивно занимается с легендарным джазовым барабанщиком Кози Коулом. Обучение продлилось вплоть до конца 1940-х годов. По словам Джонса, Коул подтянул его рудиментальную технику и развил навыки чтения нот. К концу обучения техника игры Джо сильно возросла. Он стал музыкантом совершенно другого уровня.

Одним из первых выступлений «Филли» Джо в Нью-Йорке стал концерт с ритм-энд-блюз группой Джо Морриса, в которой также играли саксофонист Джонни Гриффин и басист Перси Хит.

В начале 1950-х годов, став престижным «домашним» барабанщиком в клубе «Birdland» в Нью–Йорке, Джонс присоединился к ансамблю Бенджамина «Bull Moose» Джексона, который назывался «The Bearcats». В группе также играл саксофонист Бенни Голсон и пианист-аранжировщик Тэд Демерон. По словам Голсона, Джонс не только играл на ударных, но и пел, играл на фортепиано и басу, танцевал чечётку. Голсон говорил: «Джонс — феноменальный парень. Он писал музыку и делал аранжировки. И был при этом действительно потрясающим барабанщиком».

В 1951-1953 годах, после совместной работы в «The Bearcats», Тэд Дэмерон пригласил Джонса в свою группу. Это событие ознаменовало новый виток в карьере Джозефа. В составе ансамбля играли тенор-саксофонист Бенни Голсон, альт-саксофонист Джордж Грайс и блистательный трубач Клиффорд Браун.

Хотя Джонс еще не утвердился настолько, насколько он это сделает в будущем, его игра уже тогда отличалась лёгкостью и непринуждённостью, а отличное чувство музыки и оригинальные полиритмичные рисунки, которыми он обыгрывал классику и ритмы эпохи свинга, всех приводили в восторг

Кроме того, в 1952 году Джонс работал со знаменитым Дюком Эллингтоном. Несмотря на то, что прослушивание Джо впечатлило не только Эллингтона, который был руководителем джаз–оркестра, но и всех членов ансамбля, их отношения так и не стали полноценным сотрудничеством. «Филли» ушёл, предпочитая студийную работу гастролям с оркестром. Он рассказывал в своём интервью изданию «Modern Drummer»: «Игра с Дюком была большой честью, но я думал, что будет лучше остаться в Нью–Йорке, играя и делая записи с различными гигантами джаза». Однако, существуют источники (их репутация вызывает сомнения), утверждающие, что Джонс был арестован по подозрению в употреблении наркотиков. Этот арест не позволил ему работать на нескольких концертах оркестра Дюка Эллингтона и Джо быстро нашли замену.

Оставаясь в Нью – Йорке, Джозеф объединил свой талант с талантом Майлза Дэвиса, с которым играл в клубе «Downbeat». Эта пара будет путешествовать по всей Америке, останавливаясь в различных городах, устраивая концерты с местными музыкантами.

Во время своей первой сессионной записи с Дэвисом 30 января 1953 года он играл в группе, в состав которой кроме самого Дэвиса входили Сонни Роллинз, Чарли Паркер, Уолтер Бишоп-младший и Перси Хит. Сейчас эти записи можно найти только на редких сборниках и в коллекционных изданиях.

После концертов Майлза с Максом Роучем, Кенни Кларком и Артом Блэйки в период с 1953 по 1954 год в группе на постоянной основе начал играть Джонс. Как раз к тому времени Дэвис собрал постоянный состав: пианист Рэд Гарланд, басист Пол Чемберс и тенор-саксофонист Джон Колтрейн. На протяжении следующих двух лет этот ансамбль запишет несколько самых почитаемых джазовых композиций и навсегда войдёт в историю под названием «Miles Davis Classic Quintet».

Бóльшая часть музыкального наследия «Филли» Джо Джонса была записана в эти два года. Его игра в квинтете была очень современной, энергичной, полиритмичной, цельной и гармоничной. Манера Джонса отличалась сочетанием традиционного звучания с техникой современных джазовых барабанщиков, таких как, например, Элвин Джонс и Тони Уильямс, игравших исключительно в новом ритмическом ключе. Этот современный тренд, противостоявший старой школе джазовых барабанщиков, вскоре стал наиболее влиятельным джазовым стилем, получив название «хард-боп». И этот стиль своим рождением во многом обязан ударникам «Филли» Джо Джонсу, Билли Хиггинсу и Арту Блэйки.

 

 
Период с 1955 по 1957 годы для квинтета Майлза Дэвиса стал одним из самых плодотворных. В это время были записаны такие популярные альбомы, как: «Round About Midnight» с композицией «Ah-Leu-Chah», «Workin with Miles Davis Quintet», «Cookin with Miles Davis Quintet», «Steamin with Miles Davis Quintet» и «Relaxin with Miles Davis Quintet», в который вошла композиция «Oleo».

Дэвис говорил о Джонсе: «Творческий огонь, горевший внутри «Филли» Джо, позволял ему творить невероятные вещи. Он понимал все мои замыслы, всё, что я хотел играть. Он упреждал мои мысли, чувствовал то, о чем я думаю … «Филли» Джо был ударником, понимающим, какой должна быть моя музыка». Также Майлз отмечал Джонса как лучшего ударника, с которым он когда–либо сотрудничал. Дэвис говорил: «Его игра всегда «заводила» меня как надо». В своей автобиографии Дэвис напишет, что потом, в игре каждого нового ударника он пытался уловить манеру «Филли» Джо Джонса.

В 1957 году непредсказуемость Джонса, в сочетании с напряженными отношениями между Дэвисом и Колтрейном поставили крест на существовании «Классического квинтета Майлза Дэвиса». Однако, в феврале 1958 года, группа придёт на студию для записи своего последнего великого альбома «Milestones». В записи альбома принимал участие саксофонист Джулиан «Кэнонболл» Эддерли.

Главная композиция альбома называлась так же, как и сам альбом – «Milestones». В ней «Филли» Джо Джонс использует свой фирменный прием — «rim-click groove» (техника игры палочками по ободу барабана). Несколько месяцев спустя, в июле 1958 года Джо Джонс запишется на альбоме Майлза Дэвиса и Гила Эванса «Porgy and Bess», где сыграет композицию «Gone». Несмотря на кратковременное воссоединение с Дэвисом в 1961 году для работы над альбомом «Someday My Prince Will Come», рабочие отношения между «Филли» Джо Джонсом и Майлзом Дэвисом завершились уже в 1958 году.

Между тем, как и ожидалось, Джонс стал одним из самых востребованных сессионных барабанщиков. Его манеру «hard-hitting groove» можно слышать на сотнях «хард-боп» и «пост-боп» записях конца 1950-х годов. Это был период невероятного трудоголизма и производительности. Некоторые из этих композиций входят в альбомы: «Jackies Pal», записанный совместно с Джеки МакЛин, «Tenor Madness» — с Сонни Роллинзом, «Mating Call» и «Super Jet» — с Тэдом Демероном и Джоном Колтрейном.

Начиная с 1957 года, Джонс записывается с различными музыкантами. В свет вышли альбомы «Art Pepper Meets the Rhythm Section», «Blue Train», в который была включена композиция «Locomotion», записанная с Джоном Колтрейном, «The Cooker» с Ли Морганом и «Newk’s Time» с Сонни Роллинзом, содержащий композицию «Surrey with the Fringe on Top».

Необходимо отметить и первый альбом Джонса «Blues for Dracula», который был выпущен в 1958 году звукозаписывающей компанией «Riverside». В этой компании Джонс стал практически «домашним» барабанщиком. Различные группы и их лидеры упрашивали владельца студии Оррина Кипньюса, чтобы именно «Филли» Джо играл с ними на записи.

Находясь на пике своей карьеры и в расцвете сил, «Филли» получил большое признание. Джозеф Рудольф Джонс запомнился как один из самых инновационных джазовых барабанщиков, особенно в области бибопа. Чип Стерн, журналист, сказал в одном из своих интервью: «Филли» Джо был непревзойденным в истории барабанщиком. Вежливый и остроумный, хорошо начитанный, великолепный барабанщик, одним словом — фигура».

В 1958 году Джонса можно услышать на следующих пластинках: «Everybody Digs Bill Evans», «Time Waits: The Amazing Bud Powell», «Blue Soul», записанную с Ричардом Митчеллом и включающую композицию «Polka Dots and Moonbeams». Кроме того, игра Джонса есть на записях Сержа Халова, Элмо Хоупа, Фила Вудса, Аль Кона, Кенни Дрю, Кларка Терри, Бенни Голсона.

В конце 1950-х Джонс выпустил свои первые альбомы в качестве ведущего исполнителя: «Blues for Dracula» в 1958, записанный вместе с трубачом Нетом Эддерли и саксофонистом Джонни Гриффином, «Drums Around the World» в 1959, созданный при участии Ли Моргана, Бенни Голсона, Ричарда Митчелла и Кёртиса Фуллера. Кроме того, в 1959 году «Филли» Джо записал великолепный альбом «Showcase», где играют многие его товарищи и друзья – трубач Ричард Митчелл, баритон-саксофонист Пеппер Адамс, тромбонист Джулиан Пристер.

Начиная с 1960 года карьера барабанщика снова начала претерпевать изменения. В этот период Джонс принимает учавстие в бесчисленных записях и концертах самого высокого уровня и выступает в качестве сессионного барабанщика. Среди его величайших работ в стиле «хард-боп» выделяется сотрудничество с Декстером Гордоном, Дональдом Бёрдом, Фредди Хаббардом и Хэнком Мобли. С последним была записана композиция «I should care», вошедшая в альбом «Another Workout», где Джо демонстрирует великолепную игру щётками.

Со временем количество концертов начало сокращаться и Джонс решил переехать в Европу. Он остановился в Лондоне, где прожил с 1967 по 1969 год. В Англии Джо обучался у своего друга Кенни Кларка и занимался преподаванием. К сожалению, британские законы, а именно противодействие британского профсоюза музыкантов «Musicians Union» не позволило Джонсу продолжить свою работу в Англии. Он переехал в Париж в 1969 году, а в 1972 году вернулся в Филадельфию. В Европе Джо Джонс записал альбомы «Mo’Joe» (1967) и «Round Midnight (1969). Кроме того, «Филли» Джо записал несколько альбомов с Арчи Шеппом. Среди них можно выделить «Blase», «Poem for Malcolm» и «Yasmina, a Black Woman».

После своего возвращения в Филадельфию, Джонс сформировал фьюжн – группу «Le Grand Prix», гастролировал и записывался с Биллом Эвансом. В 1976 году он играл в ансамбле Куинси Джонса «Quintessence», а также участвовал в различных концертах и записях с Кенни Барреллом, Рэдом Гарландом, Дюком Джорданом и Бобби Хатчерсоном.

В конце 1970-х годов Джонс выпустил несколько пластинок: «Philly Mignon» (1977) при участии Декстера Гордона, «Drum Songs» (1978) и «Advance!» (1979). Два последних — при участии Ричарда Митчелла.

Последним весьма амбициозным, и довольно продолжительным музыкальным проектом Джонса стала работа в группе «Dameronia». Творчество было посвящено музыке его хорошего товарища, аранжировщика Тэда Демерона. Создать группу Джонсу помог трубач Дон Сиклер, которого можно услышать в альбомах «To Tadd with love» (1982), «Look, stop and listen» (1983).

Джозеф Рудольф Джонс скончался от сердечного приступа в своём доме в Филадельфии 30 августа 1985 года в возрасте 62 лет. У него осталась жена Элоиза и сын Кристофер.

Более чем 500 записей «Филли» Джо Джонса установили новые стандарты для джазовых музыкантов. Его манеру называли «очень громкой» или «пулемётной». Но в каком бы стиле он не играл, будь то «бибоп», «хард-боп» или «пост-боп», Джо всегда демонстрировал высочайший уровень. Доказательством может являться тот факт, что с 1950 года его манере начали повсеместно подражать. «Филли» Джонс внес огромный вклад в развитие и становление различных джазовых стилей.

 

 

Источники:
1. Jones, «Philly Joe» by Eric Novod. Encyclopedia of jazz musicians
2. www.phillyjoejones.jazzgiants.net
3. www.drummerworld.com

 

Перевод и компиляция Владимира Котенко