dennisdrums since

Джон С. Пратт

Лаурен Вогель Вейс, 2002г

Джон С. Пратт известен большинству ударников как автор популярного сборника «14 Современных конкурсных cоло для малого барабана». Но знаете ли вы, что он четверть века преподавал английский язык в старшей школе? Или, что он был президентом Гильдии Чёсера, поэтического общества в Нью Джерси? Джон Стерлинг Пратт не только уникальная талантливая личность но и один из самых замечательных барабанщиков и композиторов последней половины 20-го века.

«Джек», как его называют друзья и близкие, родился 13 января 1931г в городе Сенека Фолс, штат Нью-Йорк. В возрасте десяти лет, под присмотром своего школьного учителя и руководителя оркестра Джона Фрейзера, он начинает занимаиться игрой на барабанах. Пратт также учавствует в школьных маршевых и концертных составах и играет в школьном оркестре.

Однажды, в 1947г, когда Пратт был еще учеником старшей школы, он отправился в комитет общества ВЗВ (Ветераны зарубежных войн США — прим. dennisdrums.com) в Сенека Фолс чтобы попытать счастья в местном маршевом оркестре. «Я наивно предполагал, что им требуется инструктор по барабанам», вспоминает он со смехом. Там он познакомился с Норманом Пезом, который инструктировал оркестр и которому суждено было стать учителем Пратта, оказавшим на него самое заметное влияние. «Я был в восхищении от его игры», вспоминает Пратт. «Он был потрясающим барабанщиком».

Вскоре, Пратт последует за Пезом в оркестр из соседней Женевы, Нью-Йорк, где они будут играть в одной шеренге, состоящей в те дни из четырех исполнителей на малом барабане, четырех тенор-барабанщиков, двух бас-барабанщиков и двух исполнителей на тарелках. Женевские Эпплнокеры были одними из первых, кто представлял джаз на маршевом поле. В студенческие годы Пратт оставался в оркестре и путешествовал в его составе во время национального чемпионата американских легионов, проходившего в Филадельфии в 1949г, где они заняли шестое место.

 

 
После окончания высшей школы Пратта призывают в армию. Пройдя оркестровую подготовку в Форт Ноксе, штат Кентукки, он получает приглашение на прослушивание в Вест-Поинтский оркестр. «На прослушивании нужно было читать с листа и они еще попросили меня сыграть что-нибудь на память», вспоминает Пратт. «Наизусть я ничего не знал и поэтому просто что-то сымпровизировал на малом барабане». Он был зачислен в подразделение военно-оркестровой службы, известное также как маршевый оркестр Хеллкэтс, в котором оставался до конца своей двадцатилетней армейской карьеры. В 1959г его назначат инструктором/аранжировщиком по рудиментальному драммингу подразделения военно-оркестровой службы.

Пратту есть что вспомнить о тех почти двадцатих годах, проведенных в Гудзонской долине. «Одним из ярких событий в моей жизни была встреча с Леопольдом Стоковски», с улыбкой вспоминает он. Известный дирижер отмечал в Вест-Поинте свое 90-летие. «Я возвращался в казарму, чтобы оставить там свой барабан, когда меня вызвали в комнату дневального и там я увидел Стоковски!

«Мне сказали, что вы и есть тот самый джентельмен, который пишет партии для барабанщиков. Хочу вас поздравить — мне было очень интересно смотреть и слушать», произнес он. Эти слова поразили меня! В течении многих лет я хранил в памяти его комментарии. Наша беседа продолжалась около получаса. О барабанах он знал гораздо больше любого из дирижеров, с которыми мне доводилось встречаться. Помню, как достал из заднего кармана палочки и показал ему как вытягивать дробь, вместо того, чтобы пытыться просто ее выколачивать. Он показался мне таким добрым и невероятно мудрым».

Деннис Делюша, всемирно известный авторитет в области маршевых ударных и бывший инструктор таких титулованных оркестров как Байон Бриджмен и Хосрон Кабалерос, маршировал бок о бок с Праттом в Вест-Поинте с 1966г по 1969г. «Джек один из наиболее ярких интеллектуалов, которых я когда-либо встречал», говорит Делюша. «Как рудименталист он обладает невероятной техникой и может сыграть все что захочет с любой амплитудой, с любой громкостью и в любом темпе! Хотя он был всего на несколько лет старше нас, никто из Хеллкэтс не мог до него дотянуться».

Еще одним участником барабанной шеренги Хеллкэтс был Гарольд Грин, служивший в Вест-Поинте с 1955г по 1982г. «Джек давал мне уроки и помог попасть в группу», Вспоминает Грин. «Это один из великих рудиментальных барабанщиков, с которыми мне приходилось работать. Он учил очень многих людей, являясь сам по себе блестящим музыкантом. Несомненно, он заслуживает того, чтобы быть в Зале Славы». Есть ли у Грина любимое соло для малого барабана, сочинненное его коллегой? «Конечно это «Hellcat Halftime», говорит он. «В его основе лежит «Connecticut Halftime», но Джек поменял там одни рудименты и добавил другие. Он сделал его захватывающе интересным».

Одну из «легендарных» историй из жизни Пратта в Вест-Поинте рассказывают его старые друзья. Помнится, Джека часто можно было видеть на крыше своего дома, поливающего сверху свою лужайку. Когда его попросили объяснить, он ответил, что так трава подумает будто пошел дождь!

В 1950-х и 60-х Пратт принимал активное участие в маршевом движении на Северо-Востоке. Первым оркестром, который он тренировал был Грей Найтс из Рочестера, Нью-Йорк. Он также сотрудничал с Интерстэйтсмен из местечка Олбани и другими небольшими коллективами.

Пратт уволился из армии в 1969г после двадцати лет службы, почти все из которых он провел в Вест-Поинте. Во время своей армейской карьеры по вечерам он продолжал свое образование и получил степень гуманитарных наук от колледжа при обществе Орандж Каунти в Миддлтауне, Нью-Йорк. Затем он переправил свои оценки в Университет Ферли Дикинсон в город Тинек, Нью-Джерси и получил диплом с отличием по специальности «Английский язык». Так началась его вторая карьера в качестве учителя английского языка в старшей школе города Хакенсак, Нью-Джерси, которая продолжалась 25 лет до выхода на пенсию в 1995г.

В 1971 году Пратт присоединился к преподавательскому составу Хосрон Кабалерос из Хосрона, Нью-Джерси, где он преподавал мастерство исполнения наряду с покойным ныне Джорджем Тазиллом, написавшим большую часть арранжировок. Во время десятилетнего сотрудничества Пратта с оркестром, Кабалерос выиграли три чемпионата американских легионов (1974, 1975 и 1980) и четыре чемпионата (1972, 1973, 1974, 1976) Ассоциации маршевых оркестров (DCA, также известной как «Оркестры старшей возрастной группы»). В 1975г, на национальном чемпионате американских легионов они также завоевали титул «сильнейших барабанщиков». В 1990г Пратт вместе с Делюшой были введены во всемирный Зал Славы маршевых оркестров.

В конце 1950-х кроме обучения маршевых оркестров Пратт начинает учавствовать в их судействе. Он был судьей Нью-Йоркского отделения всеамериканской Ассоциации маршевых оркестров, а также центрального отделения этой ассоциации, когда они открыли его в Нью-Джерси. Он перестал судействовать приблизительно в тоже время, как покинул Кабалерос.

Конечно, Пратт прежде всего известен как плодвитый композитор. «Я написал огромную книгу, которую разослал в различные издательства в конце 1950-х», объясняет он. «Belwin Inc. были единственными, кто заинтересовался, но они попросили меня разделить книжку на три части, которые впоследствии стали называться «14 Современных конкурсных cоло для малого барабана», «Исторические рудиментальные соло для малого и большого барабанов» и «128 Рудиментальных уличных марша». Годом позже я подготовил сборник «26 Cтандартных американских рудиментов и их вариации». Таким образом за двухлетний период они опубликовали четыре книги».

«В моей голове рождалось так много идей, что мне было необходимо ее разгрузить», смеется Пратт. «У меня всегда была паршивая память! – так что я стал все фиксировать на бумаге. Мои рисунки не были трудными для восприятия, так что людям было удобно читать и исполнять их».

Одним из первых, кто поддержал книгу Пратта после ее публикации в 1959 был Уоррен Бенсон, инструктор колледжа в Итаке, Нью-Йорк. Он разделил все 14 соло по степени сложности и сделал их частью учебной программы в штате Нью-Йорк. Дополнительно он включил в категорию «Дуэты» пару рудиментальных соло для малого и большого барабанов из исторического сборника. «Он даже внес туда все пять этюдов, не вошедших в сборник «14 Современных конкурсных соло» и опубликованых отдельно в том же году», добавляет Пратт. «Усилиями Уоррена книга вышла в широкое обращение. В 1963г Уоррен приглашал меня вместе с некоторыми барабанщиками из Хеллкэтс дать мастер-класс в Ассоциации музыкальных школ штата Нью-Йорк».

Одним из тех, у кого по выражению Пратта «зубы резались на рудиментальном драмминге» из его книги, был Робин Энгельман, участник группы Nexus и член Зала Славы общества PAS с 1999г. «[Джек], взяв за основу довольно угловатую барабанную традицию в том виде, в каком она была представлена организацией NARD [национальная Ассоциация рудиментальных барабанщиков – прим. dennisdrums.com] вместе с их сборником конкурсных соло, расширил горизонты рудиментального драмминга, пересекая рудиментами тактовую черту и используя прерывистые каденции», говорит Энгельман. «Свинг и музыкальность его соло изменили курс как рудиментальной письменной формы, так и самого исполнения».

Если бы меня спросили о Джоне Пратте несколько лет назад, то я, как наверно, и многие другие, предположил бы, что он уже либо умер, либо на пенсии», признается Энгельман. «Узнать, что он по прежнему жив, что маршерует вместе с окестром, что он — публикуемый поэт, автор известных тезисов о поэзии Джона Китса, учитель английского языка, автор десятков рудиментальных соло для малого барабана, самоотверженный пропагандист искусства рудиментального драмминга и почетный член канадской рудиментальной организации CADRE было только половиной того, что выяснилось при личной встрече по прошествии сорока лет с того момента, как я открыл для себя его великую книгу «14 Современных конкурсных соло» и влюбился в нее. Джон — один из тех людей, которые появляются в нужное время и способны своим талантом и волей изменить направление музыки».

Энгельман встретился со своим кумиром во время мастр-класса, проведенного при поддержке CADRE [канадская Ассоциация мастеров рудиментального драмминга] в Гамильтоне, Онтарио. «Робин представился и достал старую копию сборника «14 Современных конкурсных соло», изрядно подклеенную картоном», вспоминает Пратт. «Робин сказал: — «Я мечтал о встрече с Вами сорок лет» и потом попросил меня оставить на книжке свой автограф! Я даже исполнил для Робина и студентов его перкуссионного ансамбля из Университета Торонто любимое им соло «Gingersnap».

Энгельман и Пратт в последствии вместе исполнили это соло на специальном перфомансе во время музыкального празднования 50-летней годовщины Истманского духового ансамбля, состоявшегося в Рочестере, Нью-Йорк в феврале прошлого года.

«Зная о любви Робина к рудиментальному драммингу», продолжает Пратт, «я отправил ему около двадцати пяти – тридцати недавно написанных мной этюдов, т.к. всегда стараюсь поделиться своей музыкой. Я и понятия не имел, что он собирается показать ее издателю! Затем последовал звонок от Гарвуда Уэйли из Мередит Мьюзик и мы обсудили какие соло выпустит издательство». Самая последняя книжка «Рудиментальные соло для опытных барабанщиков» увидела свет в 2000г (в 2009г с дополнениями были переизданы сборники «128 рудиментальных уличных марша» и «26 традиционных американских рудиментов», а также выпущен DVD «Джон С. Пратт – Традиционный рудиментальный драмминг» — прим. dennisdrums.com).

Есть ли у самого Пратта среди его произведений любимые соло? После долгих уговоров, он наконец остановил свой выбор на пяти! «Моим самым любимым является соло «My Friend Norman» из сборника «14 современных конкурсных соло», которое посвящено моему инструктору Норману Пэзу. Вторым по счету идет «The Conquering Legions of Rome» из «Нового сборника Пратта» [1985], которое я написал когда был учителем в Хакенсакской старшей школе. Еще мне нравятся три соло из моей последней книги: «Moby Dick», посвященное Робину Энгельману, «Farmers’ Museum Muster» и «Westbrook Muster».

Одно за другим, соло продолжают рождаться в голове Пратта. Он написал их более 120 с момента операции на сердце, перенесенной им менее двух лет назад – и первое называлось «Cardiac Bypass» («Шунтирование сердца»)!

«Если что и сделали мои книги», говорит Пратт, «так это соединили два очень противоположных полюса: традиционный рудиментальный драмминг коннектикутского маршевого стиля, или просто маршевый драмминг и концертное исполнение, как оркестровое так и симфоническое. Я часто слышу, что мои соло, в целом рудиментальные, имеют нерудиментальную фразировку, т.к. в них часто присутствует перенос через тактовую черту. Мне хочется сохранить рудименты в чистом виде, чтобы они не затерялись в общей массе нот. Куда бы я ни пришел, люди всегда рассказывают мне как годами пользуются моими книгами. Я и представить себе не мог, что они станут неотъемлемой частью рудиментального драмминга. Я в изумлении вот уже несколько лет!».

В 1997г, в возрасте 68 лет после почти десятилетнего музыкального перерыва Пратт присоединился к полковому оркестру Экс-Фифс из Патерсона, Нью-Джерси и до сих пор каждый год принимает участие в некоторых парадах и смотрах. И главное — он помогает советом молодым ударникам. «Нужно заниматься по много часов, чтобы выработать контроль и стать хорошим рудиментальным барабанщиком».

Несмотря на перенесенную в 2000г операцию с тройным шунтированием сердца, Пратт исполнил свое соло «Moby Dick» на конференции PASIC 2001 в Нэшвилле. В этом году он планирует повторно выступить на PASIC как участник концерта «Наследие барабанщиков».

Пратт продолжает писать соло. «Для меня это самое главное», говорит он. «Чем сложнее материал, тем упорнее мне нужно работать, чтобы достичь результата. Это вызов, которым я до сих пор наслаждаюсь».

Каким бы он хотел запомниться будущим поколениям? «Просто как парень, который любил барабаны!» Он задумался на мгновение и затем добавил: «Я благодарю Бога, что по-прежнему могу играть».

 

Перевод и компиляция Дениса Мищенко