dennisdrums since


 

Джазовый барабанщик Ed Shaughnessy

(29.01.1929 — 24.05.2013)

 

Барабанщик Эд Шонесси отметил в начале 2009 года свое 80-летие операцией по замене коленного сустава. «Сейчас», — говорит Эд Шонесси по этому поводу. – «Можно сказать, что я приобрел звучание хай-хета Тони Уильямса».

Эдвин Т. Шонесси родился 29 января 1929 года, в Джерси, штат Нью-Джерси. Самоучка, он стал известным благодаря работе в поздние 40-е с Джорджем Ширингом, Джэком Тигаденом, Джорджи Олдом и особенно с Чарли Вентурой.

Его игра на ударных всегда удачно вписывалась в любое музыкальное произведение, передавая вам саму его суть. Но позже Эду пришлось сократить число своих выступлений из-за необходимости заботится о своей 46-летней жене Жаклин, которая страдала болезнью Альцгеймера.

«Я не мог уезжать далеко и надолго из дома», — добавляет он. – «Но я из тех парней, которые все время играют. Поэтому играл каждый день дома. Конечно у меня сейчас много работы и здесь, но хотелось бы вернуться к гастролям. Я здоров, ежедневно занимаюсь на ударных… думаю, я удачлив, раз в своем возрасте чувствую себя прекрасно и все еще хорошо играю. Но забота о жене для меня превыше всего.»

«Которые все время играют» — это лучшее определение, отлично характеризующее музыканта, чья 60-летняя карьера выглядит калейдоскопом выступлений со многими знаменитыми музыкантами – и на каждом из них уверенный в себе Шонесси сидит за своей неизменной установкой с двумя бас-барабанами. И хотя Леонард Физер однажды назвал Эда Шонесси и Бадди Рича «двумя самыми знаменитыми американскими барабанщиками», его помнят в основном по работе в оркестре канала NBC в шоу «Tonight Show Starring Johnny Carson» в течении 30 лет. «Когда так долго работаешь на одном и том же шоу», — отмечает Эд. – «Тебя воспринимают как неотъемлемую его часть». Удивительно, но поначалу он отказался от этой работы.

«Это было в начале 60-х, в Нью-Йорке», — говорит Шонесси. – «Я был счастливым свободным музыкантом, играющим во многих джазовых ночных клубах. Но через несколько месяцев четыре клуба закрылись, как раз в тот момент когда я готовился к прослушиванию в пару их них. К тому же количество студийной работы уменьшалось из-за появления драм-машин. Однажды я увидел на стене предложение о работе и через две недели пришел на прослушивание в оркестр для телешоу. Со мной в очереди сидели мой давний друг Кларк Терри и прямо за ним Снуки Янг. Оркестр звучал хорошо. В конце концов я получил эту работу. Мне были приятно играть с этими ребятами, но, честно говоря, мне просто пришлось взяться за эту работу. Я сделал это не ради славы, а для того, чтобы обеспечить свою семью.»

Еще перед тем, как начать работать в «Tonight Show», Шонесси успел сделать впечатляющую карьеру, выступая со многими джазменами, начиная от Бенни Гудмана и Джимми Дорси и заканчивая Чарли Паркером и Чарльзом Мингасом. В 16 лет он ездил из Джерси на Манхэттан на джем-сейшены. Это была середина 40-х, хорошее время для молодого музыканта, когда можно было послушать разнообразные направления и стили джаза. И Шонесси не терял времени даром.

«Я часто слушал радио», — рассказывает он. – «Коллективы Вуди Германа, Бэйси, конечно же Дюка и иногда кого-то вроде Бойда Рэйберна. Когда я стал выбираться в центр города, я слушал, как играли Птица (Чарли Паркер), Диз (Диззи Гиллеспи) и многие другие бибоперы, смешивая это с прослушиванием музыкантов, играющим свинг. Я очень много получил, слушая бибоп, но я никогда не проявлял интерес в мейнстриму. Моим любимым тенор-саксофонистом был Бен Уэбстер. Позже, когда мне несказанно повезло подружится с Сидом Кэтлеттом, он разрешал мне сидеть рядом и наблюдать за Беном и Эрролом Гарнерами и его небольшим коллективом вблизи. Мне нравились эти ребята и они относились ко мне очень хорошо. Я также учился бибопу слушая Макса (Роуча), Клюка (Кенни Кларка) и (Арта) Блейки. И вот так в конце концов я стал выступать с Чарли Вентурой и его бэндом «Bop for the People». Тогда мне было 18 лет.»

Музыкальная всеядность Шонесси, в сочетании с просто пиром доступной ему музыки и его природным талантом, породили, как сам он называет, «когломерат стилей». Большая часть барабанщиков сразу узнает его игру на записях, будь то бибоп или мейнстрим, биг-бэнд или небольшой коллектив.

«У меня нет яркого выраженного индивидуального стиля Эда Шонесси, как у Макса Роуча, Элвина, Блейки, Бадди Рича или Луи Белсона», — говорит Шонесси. – «Но я никогда не копировал чужой стиль. Мне это всегда казалось неправильным. В молодости мне нравился диксиленд, хотя я и отдавал предпочтение бибопу. Я часто слушал старых барабанщиков, как Кэнзас Филд, Затти Синглтон и даже Бэйби Додс, хотя у меня не было возможности послушать его вживую. Но когда я пришел в оркестр Эдди Кондона играть диксиленд, то не пытался играть как вышеупомянутые барабанщики, я старался сделать по-своему. Если с кем меня и сравнивать, то только с Сидом Кэтлеттом. Я не настолько хорошо играю, как он, но считаю его лучшим универсальным барабанщиком, который к тому же имел свой собственный стиль.» 
Значение «универсальный» относится к стилю, который с легкостью охватывает весь спектр направлений джазовой музыки, и как нельзя лучше характеризует игру Шонесси. Пять записей с Каунтом Бэйси лишь доказывают, насколько хорошего мнения был пианист и руководитель оркестра о барабанщике. Один случай красноречиво подтверждает, что Шонесси по праву занимал место за установкой: 
«Когда я впервые записывался с Бэйси», — говорит Шонесси. – «Мы начали настраиваться для первого номера, что-то вроде несложного свинга. Я играл, как считал правильным в контексте оркестра Бэйси, потому что если ты не играешь у него с душой, то ничего не получится. Но когда мы остановились, парень из звукорежиссерской комнаты сказал: «Так, все прекрасно, но я думаю, может сделать поменьше барабанов». И Бэйси, сидевший за фортепиано, одев свою кепку, сжал кулаки, ударил по инструменту и зарычал как лев. Вот так – «Рррооррроууу!» Все замерли. Я спросил позже (у Эдди «Локджо» Дэвиса): «И часто он так делает?» И он ответил: «Нет, где-то раз в год». В общем, Бэйси взял микрофон и сказал, очень тихо: «Мистер Шонесси сегодня с нами, потому что он в курсе, как играть в моем оркестре. Ваше дело передать это. Я понятно выразился?» И звукорежиссеру ничего не оставалось как утвердительно ответить».

Чувство юмора Шонесси и бесконечная жизнерадостность не раз сослужили ему добрую службу. Он наверно единственный музыкант, кому удалось поработать и с Бенни Гудманом, и с Чарли Мингасом – двумя самыми известными и прихотливыми лидерами бэндов. 
«Парни звали меня сумасшедшим, потому что я играл с ними обоими», — вспоминает Шонесси. – «Но игра требовала разных техник. С Мингасом надо было играть под его контрабас, не усложняя композицию. С Бенни же все по-другому. Лайонел Хэмптон предупредил меня: «Если он начнет вдохновенно импровизировать, не следуй за ним, ибо несомненно отстанешь». Однажды я опоздал на репетицию в Париже, потому что не мог поймать такси. Когда я вошел, Бенни смотрел на меня поверх очков взглядом, говорящем о желании убить меня. Ну я и сказал: «Какого черта мы тут собираемся делать, Бенни? Просто сидеть или же репетировать?» Он уважительно взглянул, подумав наверно, что ему достался сумасшедший барабанщик, и сказал: «Он прав, давайте играть». После этого он больше не цеплялся ко мне. Мне кажется, он подумал, что я совсем слетел с катушек. Когда я спросил Лайонела об этом, он сказал: «Бенни всегда думал, что это я слетел с катушек, но теперь он так не считает».

Шонесси также пробовал управлять биг-бэндом, его оркестр назывался «Energy Force». И в 1976 на «Monterey Jazz Festival» он представил джазовому миру Дайану Шуур, когда ей едва исполнилось 20 лет. С того времени он руководил многим оркестрами, выступал с различными коллективами и продолжал искать вдохновения в эклектике, что привело его к использованию индийских музыкальных инструментов и барабана табла, литавр и различных ударных инструментов (хотя он утверждает, что уровень владения вибрафоном на пределе его возможностей). Этим всем он занялся не так давно, когда ситуация в семье улучшилась и он смог сосредоточится на достижении своих целей. 
«В общем», — говорит в заключении Шонесси. – «основной проблемой барабанщика, как и басиста, являются быстрые темпы. Но я сказал себе, что у меня не будет этой проблемы, потому что я много практикуюсь с этих темпах каждый день, играя пьесу «Cherokee» в высоком темпе. Ну, вы понимаете, в этом году я могу сделать то, что не смог в прошлом. И я продолжаю делать то, что должен, пока у меня не начинает получаться хорошо. Конечно же, у меня всегда есть что-то, что еще надо улучшать».


Дон Хекман

P.S. Рабочий барабан Эда Шонесси был настроен на «соль» внизу и «фа» наверху. Также он являетя эндорсером барабанов Ludwig, тарелок Sabian и палочек Pro-Mark.

P.P.S. Эд Шонесси скончался от сердечного приступа 24 мая 2013 года.

 

 

Ссылки:

http://jazztimes.com/article….t-right — основная статья;

http://www.drum.com/drummer-bios/ed-shaughnessy.html — короткая биография Шонесси;

http://www.allaboutjazz.com/php/musician.php?id=4240 – еще одна небольшая биография;

http://www.drummerworld.com/drummers/Ed_Shaughnessy.html — наиболее информативный сайт с фото-, аудио- и видеоматериалами.

 

Перевод и компиляция Михаила Карапузова