dennisdrums since


 

Джазовый барабанщик Chick Webb

 
Прочитал несколько источников информации, но мне понравилась статья Леонида Аускерна. Я убрал пару абзацев про Эллу Фитцжеральд, но если вам интересна статья так как есть, то в конце есть ссылка.

Чик Уэбб родился в Балтиморе, штат Мэриленд 10 февраля. Сложнее с годом его рождения. Разные источники называют разные даты: 1909-й, 1905-й и даже 1902-й год. Разброс, как видите, довольно большой и расхождения в трактовке различных фактов его биографии будут нас преследовать и дальше — в не очень длинной жизни Чика так и осталось много туманного и противоречивого. Во всяком случае, в свидетельстве о смерти Чика и в надписи на его могиле в качестве даты рождения указан 1909-й год. Не вызывает сомнений, что мальчика нарекли Уильямом в честь отца, а его полное имя звучало, как Уильям Генри Уэбб. Чиком, то есть «Малышом» его нарекли позже, когда стало ясно, что вырасти по-настоящему ему не суждено. Родился же ребенок вполне здоровым. Случайное падение привело к трагическим последствиям. Деформация позвоночника, вызвавшая развитие туберкулеза позвоночника, от которого он страдал впоследствии всю жизнь, замедление и раннее прекращение роста ног.

Доктор рекомендовал родителям, чтобы мальчик в качестве упражнения для разработки суставов побольше барабанил. Уильям-младший с огромным удовольствием принялся выполнять врачебные предписания, колотя чем попало по кастрюлям, пустым жестянкам из-под масла и прочей домашней и кухонной утвари. Легко себе представить, сколь много удовольствия доставляла эта какофония родителям. Шло время. Энтузиазм ребенка не ослабевал, но какофония постепенно начала сменяться вполне осмысленными ритмическими фигурами. К огромному удивлению окружающих оказалось, что у мальчика абсолютный слух, и он, которого никто никогда не учил музыке и тем более нотной грамоте, на лету схватывает ритмическую основу любого музыкального произведения и с легкостью ее повторяет. Из медицинской процедуры игра на ударных стала для искалеченного ребенка смыслом всей жизни. Всю свою энергию, всю душевную страсть Чик, лишенный иных возможностей самореализации, во всю мощь неожиданно обнаружившегося таланта направил на совершенствование своей техники игры на ударных. Самостоятельно заработав какие-то деньги от продажи газет (у мальчика-калеки сердобольные горожане покупали охотнее), Чик купил себе настоящую ударную установку. Тогда же он придумал специальную систему самодельных педалей, которые позволяли ему дотянуться до большого барабана своими коротенькими ногами. С удвоенной энегией он начал заниматься на настоящем инструменте. Местные музыканты быстро оценили уровень его игры. Уже в одиннадцать лет Чик Уэбб впервые получил деньги за свое выступление. Так, очень рано, началась для него жизнь профессионального музыканта.

Первые ангажементы Уэбб получал на прогулочных пароходиках, где музыканты развлекали своей игрой отдыхающих. Несколько позже он занял место барабанщика в местном балтиморском ансамбле Jazzola Orchestra. Но рамки родного города быстро стали тесноваты для Чика. У него хватило амбициозности, юношеского задора и уверенности в своих силах, чтобы в возрасте около двадцати лет (точнее сложно сказать, не будучи уверенным в дате рождения) перебраться в главный джазовый центр страны — Нью-Йорк. Случилось это в 1925 или 1926 году (и тут, к сожалению, разброс в данных разных источников) и по времени переезд Чика Уэбба в Нью-Йорк произошел очень вовремя. До начала Великой Депрессии оставалось еще несколько лет, а пока страна продолжала переживать послевоенный экономический подъем, и в Нью-Йорке для хороших музыкантов вполне хватало работы. А Чик был не просто хорошим, а исключительным по мастерству ударником, и это вскоре стало очевидным для тесного мира ньюйоркских джазменов. И хотя позже его коллега по инструменту Томми Бенфорд утверждал, что он дал Уэббу несколько уроков игры на ударных, когда тот только прибыл в Нью-Йорк, независимо оттого, имел ли место такой факт в действительности, способность Чика «схватывать» ритмический рисунок любой пьесы чуть ли не с первого прослушивания и потрясающий драйв его игры сразу сделали его заметной фигурой местной сцены. Свои первые сессии в Нью-Йорке Чик играл с Дюком Эллингтоном, Джонни Ходжесом, Бенни Картером. Проницательный Дюк одним из первых оценил масштаб таланта Чика и принял особое участие в судьбе молодого барабанщика. По его совету уже в 1926 году Чик Уэбб организует свой собственный квинтет и вскоре получает свой первый ангажемент в качестве лидера — пять месяцев квинтет Уэбба играет в Black Bottom Club. После этого ансамбль Уэбба расширяется до восьми человек и переходит работать в другое ночное заведение — Paddock Club. А с 1927 года, уже под названием Harlem Stompers, команда Уэбба из одиннадцати музыкантов с успехом выступает в таких известных джазовых точках города, как Cotton Club, Roseland, Strand Roof, но прежде всего в Savoy Ballroom, на все последующие годы ставшей любимой «домашней площадкой» Чика Уэбба. 
Видимо, уместно будет поговорить об этой точке поподробнее. «Савой» располагался в самом центре Гарлема, знаменитого черного района Нью-Йорка. Его собственником был молодой бизнесмен еврейского происхождения Мо Гейл (Moe Gale, полное имя — Мозес Галевский), а главным менеджером — его темнокожий приятель Чарльз Баханан (Charles Buchanan). Гейл и Баханан ставили перед собой честолюбивую задачу -превратить «Савой» в самый популярный танцевальный клуб города. При этом впервые в истории нью-йоркского шоу-бизнеса они изначально ориентировались на смешанную аудиторию, как черную, так и белую. «Савой» открылся 12 марта 1926 года и очень скоро оказалось, что создатели нового клуба не прогадали. Народ валил валом. Новый клуб действительно поражал воображение. Его сердцем была располагавшаяся на втором этаже танцплощадка размером семьдесят на пятнадцать метров. Из-за ее солидных размеров завсегдатаи называли клуб просто «Тhe Track», то есть «Трасса». С двух сторон транцплощадку окаймляли подиумы, где размещались музыканты — когда эти места занимали сразу два бэнда, игравшие поочередно, вот тут-то и разворачивались сражения, . Персонал «Савоя» составлял около 90 человек — не считая девушек, за 10 центов танцевавших с гостями клуба. Билеты в «Савой», кстати, стоили недорого — в начале 30-х всего лишь пол-доллара. Все это и привлекало гостей — в те же 30-е за один год «Савой» принимал порядка 700000 посетителей! Не удивительно, что полы на танцплощадке приходилось менять в среднем раз в три года. «Савой» просуществовал ровно тридцать лет, был закрыт только в 1956 году и вошел как в историю американского шоу-бизнеса, так и в историю джаза.

Что танцевали в «Савое»? Вскоре после его открытия в моду вошел линди-хоп — остроритмичный танец с элементами акробатики, получивший свое название в честь безумно популярного в те годы в Америке летчика Чарльза Линдберга, в одиночку совершившего в 1927 году первый беспосадочный перелет из США в Европу через Атлантику. В начале 30-х этот танец обрел второе рождение уже под названием джиттербаг. А кроме того здесь танцевали бесчисленные варианты уанстепов, тустепов, шимми, буги-вуги, румбы, мамбо, вальсов и так далее. И все эти танцы звучали под музыку первоклассных джазовых оркестров, работавших в «Савое» — бэндов Фесса Уильямса, Эрскина Хоукинса, Эла Купера с гордым названием Savoy Sultans, но лучшим из всех был состав, свинговавший на голову эффектнее своих конкурентов, состав, чья музыка словно подгоняла, придавала новые силы танцующим, состав маленького барабанщика Чика Уэбба. Это особенно наглядно проявлялось в ходе «битв оркестров», к организации которых «Савой» располагал лучше любого иного клуба. Оркестр Уэбба побеждал здесь и таких «тяжеловесов», как составы Флетчера Хендерсона и Кинга Оливера, и менее именитые бэнды Ллойда Скотта, Алекса Джонсона, упоминавшегося выше Фесса Уильямса и многих других. Успехи Уэбба произвели большое впечатление на Мо Гейла, и в результате в 1931 году, реорганизовавшись и уже под названием Chick Webb Orchestra, его состав стал «домашним» бэндом в Savoy Ballroom, а Гейл лично взял на себя обязанности менеджера коллектива. 
Интересно, что в ранних составах ансамбля с Уэббом играли музыканты, оставившие заметный след в истории джаза — такие люди, как Бенни Картер, Джонни Ходжес, Джимми Харрисон, Дон Рэдмен, Марио Бауза. Но они у Чика долго не задерживались. Видимо, Уэбб не терпел конкуренции и не очень хотел видеть в своем коллективе звезд, равных ему самому — за одним исключением, о котором речь пойдет позже. Поэтому сила его оркестра основывалась на его индивидуальном мастерстве и отличных композициях и аранжировках Эдгара Сэмпсона — таких, как Blue Lou, Let’s Get Together, Don’t Be That Way, If Dreams Come True, ну и конечно же, Stompin’ At The Savoy — пьесе, ставшей не только фирменным знаком оркестра Чика Уэбба, но и в определенном смысле символом эпохи: 
Savoy, the home of sweet romance, 
Savoy, it wins you with a glance, 
Savoy, gives happy feet a chance to dance. 
(«Stomping At The Savoy»)

Бэнд также исполнял некоторые аранжировки «из головы» (Head Arangement), то есть без нотных партий, и они обычно пользовались огромным успехом. Я помню, что одним из его специальных номеров была длинная, 20-минутная версия темы «Stardust» в среднем свинговом темпе, когда весь бэнд делал целое представление с маракасами и другими перкуссионными инструментами, нагнетая напряжение до тех пор, пока пол в танцзале не начинал буквально качаться вверх и вниз под ногами танцоров. Я всегда удивлялся, как это он не обрушивается! (как уже говорилось, “Savoy Ballroom” размещался на втором этаже здания на Леннокс авеню в Гарлеме). 
А проявлялась сила бэнда во все тех же бесчисленных «битвах оркестров», проводившихся в «Савое», откуда соперники Уэбба обычно возвращались полностью деморализованными. Многие бэнд-лидеры откровенно уклонялись от поединков с Чиком на его любимом «поле». Тромбонист Сэнди Уильямс так вспоминал о подготовке музыкантов Уэбба к этим сражениям, а заодно и об одном из редких поражений Чика: «Мы тренировались, как в боксе. Медь репетировала на нижнем этаже, саксофоны — на верхнем, а ритм-группа где-то еще. У нас была слава непобедимых в «Савое», но лишь до той поры, когда туда приходил Дюк со своим оркестром. Когда он пришел впервые, там не было свободных мест. Мы начали играть, и зал взорвался. А потом начал он, исполняя одну пьесу за другой, и все стали качаться в ритм его музыки. Тут я увидел Чика, который бежал из зала в сторону офиса. «Я не могу это вынести», — сказал он мне, — «Это первый раз, когда мы проиграли битву по-настоящему». Но побед было все-таки больше, много больше. Были среди них легкие, были трудные, как над приехавшим на гастроли в Нью-Йорк бэндом Каунта Бэйзи или оркестром «Casa Loma». Ну, а самой громкой и вошедшей в историю стала победа над оркестром Бенни Гудмена, имевшая место 11 мая 1937 года. Оба оркестра были тогда в зените своей славы, и если Бенни именовали «королем свинга», то Чик был «королем «Савоя». Дополнительную интригу состязанию придавал тот факт, что в поединке сошлись лучший «белый» оркестр и один из лучших «черных» составов. Гудмен со своими ребятами пришел в Гарлем, чтобы «разбить врага на его территории», доказать, кто здесь главный! Ажиотаж вокруг этой битвы был огромен. «Савой» от наплыва публики трещал по швам, а несколько тысяч неудачников, которым не хватило билетов, осаждали его снаружи. Поединок длился несколько часов и закончился полной победой Уэбба. Вот как вспоминал этот вечер его коллега по инструменту, знаменитый гудменовский барабанщик Джин Крупа: «Чик просто разорвал меня в клочья — я чувствовал себя ничтожно маленьким перед ним. Этот человек, взлетая на недосягаемую высоту, был воплощением динамики. Когда он по настоящему давал себе свободу, чувствовалось, как вся атмосфера в зале заряжалась электричеством. Если он приходил в такое состояние, то мог переиграть любого из нас”. Можно добавить, что Чик редко играл длинные соло, предпочитая короткие, взрывные брэйки. Его манера игры не была похожа на технику новоорлеанских и чикагских ударников и производила на его коллег ошеломляющее впечатление, причем как на барабанщиков игравших свинговый джаз, вроде Крупы, так и на будущих боперов, как Арт Блэйки. А такие именитые барабанщики, как Бадди Рич или Луи Бельсон прямо называли Чика Уэбба своим учителем. Рич, к слову, тщательно изучал сольные партии Чика. К сожалению, сохранившиеся записи Уэбба, особенно ранние, высоким качеством не отличаются, но такие композиции, как Harlem Congo или та же Stomping At The Savoy способны дать представление о стиле его игры. 
Но даже если бы Уэбб был никудышным барабанщиком и слабым бэнд-лидером, его имя все равно осталось бы в истории джаза. Дело в том, что оно накрепко связано с именем великой джазовой певицы Эллы Фитцджеральд, которая начинала свой творческий путь с оркестра Уэбба. В связи с тем, что Элла была несовершеннолетней, в прессе появились сообщения, что Чик Уэбб и его жена Марта Лоретта Фергюсон (известная в узких кругах, как Салли) удочерили ее. Впоследствии Чарльз Линтон рассказывал биографу Эллы Стюарту Николсону, что это не так: «Чик говорил мне, что он не удочерял Эллу, это сообщение было сделано только для прессы». В любом случае не вызывает сомнений, что Уэбб заботливо опекал молодую певицу. Он прекрасно понимал какой величины бриллиант попал к нему в руки. Уже первые записи Эллы Фитцджеральд с оркестром Чика Уэбба, сделанные в 1935 году, Are You Here to Stay и Love and Kisses, имели громкий успех, а в 1938 году детская песенка о желтой корзиночке A Tisket-A-Tasket (текст которой написала сама Элла) стала по тем временам мега-хитом. Также большую популярность снискали композиции T’aint What You Do (It’s the Way That You Do It) и Liza, записанные Эллой с оркестром Чика Уэбба. Всего же она записала с Уэббом около шестидесяти песен. С приходом Эллы Фитцджеральд Чик перестроил программу оркестра, сделав выступления певицы центральным элементом шоу.

А Мо Гейл после появления в оркестре вокалистки такого уровня, как Элла и тем более после громкой победы Чика Уэбба в битве с Гудменом, начал активнее вывозить оркестр за пределы Гарлема. В 1936 году оркестр Уэбба дал серию концертов в элитарном бостонском клубе Livagie, любимом месте встреч студентов Гарварда и других престижных учебных заведений. Затем Гейл привел оркестр в лучшие залы «белого» Нью-Йорка, такие, как Paramount Theater и Park Central Hotel. Надо сказать, что до Чика Уэбба в таком консервативно-респектабельном отеле, как Park Central никогда еще не выступали темнокожие артисты. Чик очень волновался перед этими выступлениями и стремился максимально соответствовать ожиданиям публики. Кроме того, начиная с 1937 года, он параллельно с оркестром руководил еще и вновь образованным малым составом — квинтетом Chick Webb and his Little Chicks. 
Очень напряженная и интенсивная работа, все более частые гастрольные выезды не могли не сказаться на хрупком здоровье Чика. Все чаще после выступлений он в изнеможении часами отлеживался в своей гардеробной, а порой терял сознание. А с ноября 1938 года здоровье Уэбба начало сдавать уже резко — обострился туберкулез позвоночника. В 1939 году Чик отправился в родной Балтимор и лег там на операцию в John Hopkins Hospital. К сожалению, положительных результатов она не принесла. И близкие Чика, и он сам понимали, что дело идет к неизбежной развязке. Вечером 16 июня 1939 года, в окружении родных и близких, включая мать Чика, он тихо скончался. Источники утверждают, что перед смертью он улыбнулся, обвел всех присутствующих глазами и произнес: «Извините, мне пора идти…» Похоронили Уэбба на окраине Балтимора, в Arbutus Memorial Park. Проститься с ним пришло очень много людей. После смерти Чика осиротевший оркестр возглавила Элла Фитцджеральд, ей помогали саксофонисты Тэд МакКри и Эдди Бэрфилд. Она даже переименовала его в Ella Fitzgerald Orchestra, став, таким образом, одной из первых (если не первой) женщиной — бэнд-лидером. Однако, экономические проблемы все время нарастали, и в 1942 году ей пришлось распустить оркестр и посвятить себя уже только сольной карьере. 
К этому времени Чика Уэбба уже три года не было в живых. Но память о нем не умерла. Он не только был выдающимся мастером игры на ударных, не только проложил путь другим барабанщикам, от Джина Крупы до Мела Льюиса, в руководстве большими составами, он явил образец беспримерной силы духа, доказав, как человек способен преодолеть самые неблагоприятные обстоятельства и достичь поставленной цели.

Леонид Аускерн

 

 

 

Ссылки:

http://www.nestor.minsk.by/jz/articles/2009/09111101.html — основная статья;

http://savoyking.com/categor….he-film — раздел сайта фильма «Король Савойи» (ссылка на второе видео как раз оттуда);

http://www.swingtime.ru/swingcentral/p/cw.html — коротко о творчестве Чика Уэбба;

http://jazz-jazz.ru/?catego….9341939 — записи выступлений Чика;

http://www.musiclab.ru/Simon-Webb.html — дополнительная статья про Чика Уэбба.

 

Перевод и компиляция Михаила Карапузова