dennisdrums since

 
 

Джазовый барабанщик Big Sid Catlett

 
Отличное чувство ритма и пронизывающее звучание сделали «Большого» Сида Кэтлетта едва ли не самым значимым барабанщиком Эры Свинга. Его отличали необычно высокий уровень взаимодействия с другими музыкантами ритм-секции, использование динамики для придания необходимой окраски выступлению и умение впечатлять публику за счет эффекта, когда крупный музыкант играл с поразительной мягкостью и плавностью движений. Все это снискало Сиду Кэтлетту славу как среди любителей джаза, так и среди музыкантов.

Кэтлетт был одним из немногих барабанщиков, кто без проблем выступал как с биг-бэндами Эры Свинга, так и с небольшими коллективами, играющими бибоп. Это сделало его дискографию исторической панорамой периода эволюции джаза.

Наряду с Роем Хэйнсом и Кенни Кларком, Кэтлетт также был одним из немногих игравших как с Луи Армстронгом, так и с Чарли Паркером и способность адаптироваться к манере игры обоих музыкантов характеризует его, как высококлассного барабанщика.

Сидни Кэтлетт родился в Эвансвилле, штат Индиана, 17 января 1910 года. Его отец был водителем, мать поваром в богатой семье. Интерес Сида к ударным проявился рано и работодатель матери Сида организовал для него уроки игры на ударных с местным учителем из Германии.
Семья Кэтлеттов переехала в Чикаго, когда Сид был еще юношей, и скоро он получил свою первую установку, стоившую 150$. В период учебы в «Tilden High School» Сид изучал рудименты, технику игры и основы музыки и, погрузившись в чикагский джаз, анализировал технику игры Затти Синглтона, Бэйби Доддса, Джаспера Тейлора, Джимми Бертранда и Джимми МакХендрикса. Армстронг вспоминал, что среди всех барабанщиков Чикаго того времени Кэтлетт особенно интересовался игрой Затти Синглтона: «Помню, я тогда выступал с Кэролл Дикенс в Савойи (Чикаго, 1928 год). Потом появился Большой Сид и стал приставать к Затти дать ему пару уроков».

В 18 лет, в 1928 году, примерно в то же время, как он овладел изысканным стилем Затти, Кэтлетт стал выступать с виолончелистом/кларнетистом/саксофонистом Дарнеллом Говардом. Позже он присоединился к оркестру пианиста Сэмми Стюарта и решил переехать в Нью-Йорк для выступления с коллективом в Савойе в 1930 году.

Когда коллектив Стюарта в 1931 году распался, Кэтлетт присоединился к бэнду Элмера Сноудена, в котором играли Рой Элдридж, Чу Берри и Дикки Веллс. Далее последовала в первой половине 30-х годов работа барабанщиком биг-бэнда, записи и выступления с Бенни Картером, Сэмом Вудингом, «McKinney’s Cotton Pickers» (1934-1935), Флетчером Хендерсоном (1936) и Доном Редмэном (1936-1937).

Это все было во время первой длительной волны высококлассной работы, где Кэтлетт проявил свой музыкальный талант. Помимо того, что Кэтлетт был техничным и эффектным музыкантом, от других современников его отличали отличное чувство свинга, понимание музыки и, самое главное, взаимодействие с музыкантами ритм-секции.

Кэтлетт был здоровяком, который не стеснялся играть тихо и искусно, тем не менее поддерживая энергетику произведения и взаимодействие инструментов. Он был первым и самым главным барабанщиком, объединившим музыкантов ритм-секции, что постепенно начало доминировать в оркестрах. Как подытоживает Билли Тейлор: «Сид слушал других музыкантов оркестра во время их выступления. Контрабасист играл очень близко к его установке. Он уделял внимание тому, что тот играл. Они действовали как единое целое. Пианист в трио (подразумевает, что в то время инструментами ритм-секции обычно были контрабас, ударные, пианино и гитара или банджо – прим. переводчика) мог встать и пойти прогуляться. Я имею ввиду, что ритм не изменился бы. Ритм-секция с Сидом является лучшей среди всех слышанных мною. Его игра не просто имела форму, она отражала чувство динамики. К тому же он прекрасно свинговал, его энергетика пронизывала буквально все вокруг».

С 1938 по 1942 год Кэтлетт совершенствовал свое мастерство в биг-бэнде Луи Армстронга, своего давнего друга из Чикаго. Вместе с такими отличными музыкантами, как Ред Аллен, Джей.Си. Хиггинботтэм и Луис Рассел в составе биг-бэнда Армстронга, Кэттлет записывает для компании «Decca» ряд хитов «Jeepers Creepers», «What Is This Thing Called Swing», «Poor Old Joe», «Hep Cats», «Ball», «Harlem Stomp», «When It’s Sleepy Time Down South», «Struttin’ With Some Barbecue». В этот период, его визитной карточкой в составе коллектива Армстронга стала пьеса «Blues for the Second Line». 
Во время работы с Армстронгом, Кэтлетт также записывался и с другими музыкантами Эры Свинга. Несколько таких записей включают: воссоединение, помимо Кэтлетта, нескольких членов оркестра Элмера Соудена, Роя Элдриджа и Чу Берри, в композиции «Body and Soul» 1938 года, «Summertime» 1939 года с Сидни Беше и «Smack» 1940 года с участниками оркестра Флетчера Хендерсона – Коулмэном Хокинсом, Роем Элдриджем и Бенни Картером. 
Когда работа с Армстронгом подошла к концу, Кэтлетт в 1941 году присоединился к первоклассному оркестру Бенни Гудмана, в котором блистали Кути Уильямс, Чак Джентри, Мел Пауэлл и Чарли Кристиан, присоединившийся для выступления в пьесе «Tuesday at Ten» в июне 1941 года. 
Легендарный Лестер Янг 28 декабря 1943 года собрал квартет, включающий Кэтлетта, пианиста Джонни Гуарньери и котрабасиста Слэма Стюарта для записи «I Never Knew», «Afternoon of a Basie-ite», «Sometimes I’m Happy», «Just You, Just Me» для фирмы «Keynote». 
Хотя после этого Янг и Кэтлетт вместе работали только в фильме «Jammin’ the Blues», их встреча явилась важным событием в истории джаза. Взаимодействие двух мастеров свинга, сочетающее в себе прошлое и нынешнее звучания джаза на фоне прекрасного музыкального диалога, предвосхитило стремительно надвигающийся бибоп. 
В то время, когда барабанщики биг-бэндов не всегда могли успешно переключится на выступления с небольшими коллективами в ранних 40-х, легкий на подъем стиль Кэтлетта мгновенно адаптировался к изменениям. Это позволило ему эффективно подстраиваться под требования нового направления музыки, тогда как многие барабанщики были преданы исключительно биг-бэндам Эры Свинга. 
Много основных находок и открытий Кэтлетт сделал в 1944-1946 годах. Первую половину 1944 года он провел записываясь и выступая с Билли Холидей. Также в этот период Кэтлетт был руководителем оркестра, что подтверждают его записи «Sid Catlett, 1944-1946», включающие сотрудничество с такими музыкантами, как Арт Тейтум, Иллинойс Джэкет, Барни Бигард, Бен Уэбстер и Эдди «Локджо» Дэвис. В 1945 году он выступал с оркестром Дюка Эллингтона, в период с 1944 по 1947 был сессионным барабанщиком на записях многих знаменитых музыкантов, как Сара Вон, Дон Байас, Эдди Кондон, Эрл Хайнс и Джеймс П. Джонсон. 
Одним из самых интересных событий в карьере Кэтлетта была встреча с Диззи Гиллеспи и Чарли Паркером для записи в 1945 нескольких композиций раннего бибопа. Первой их совместной записью была студийная работа 11 мая, в которой участвовали Гиллеспи, Паркер, Кэтлетт, пианист Эл Хэйг и контрабасист Керли Рассел. В итоге появились такие классические композиции бопа, как «Hot House», «Lover Man», «Shaw’ Nuff» и «Salt Peanuts», где авторами выступили Гиллеспи и Кенни Кларк. 
Месяц спустя, Кэтлетт разделил место за установкой с пионером бопа Максом Роучем на концерте в «Town Hall» 11 июня. Роуч играл первые пять номеров, а Кэтлетт присоединялся к Гиллеспи и Паркеру на последних двух, «Hot House» и «52nd Street Theme». И хотя Роуч отлично выступил, коммуникативные качества и большой опыт взаимодействия с музыкантами ритм-секции сделали выступление Кэтлетта не менее интересным и завораживающим. 
В последние годы своей карьеры Кэтлетт записывался с пианистом Тедди Уилсоном, Джоном Кирби, Луи Армстронгом и его небольшим коллктивом «All-Stars» в 1947-1949 годах. Значительным выступлением в этот период был концерт в бостонском «Symphony Hall» 30 ноября 1947 года, где участвовали Армстронг, Кэтлетт, Джек Тигарден, Барни Бигард, Дик Кэри и Эрвел Шоу с композицией «Stars Fell on Alabama». Также у Армстронга были три композиции для Кэтлетта: «Steak Face», «Mop Mop» и «Caldonia». 
В начале 1951 года у Кэтлетта обнаружилась пневмония и 25 марта во время концерта своего друга Орэна Пейджа в «Chicago Opera House» он умер от сердечного приступа в возрасте 41 года. 
Как и Джо Джонс, Сид Кэтлетт является примером для молодых барабанщиков своими новшествами и взаимодействием ритм-секции как единого целого. Известный ровной игрой, Кэтлетт считал основной своей целью улучшение взаимодействия ритм-секции с остальными членами коллектива. Вдохновленный стилем Затти Синглтона, он выработал свое свой собственный стиль и звучание. Кэтлетта отличала невероятная способность адаптироваться к любым условиям, будь то выступления с биг-бэндом или с маленьким коллективом, новоорлеанский стиль или боп.

Помимо всего прочего Кэтлетт был отличным шоуменом и обладал потрясающей техникой игры. Его основным мотиватором была музыка. Говоря коротко, его звучание было плавным, мягким, с прекрасным чувством структуры и формы произведения. Его соло были вариациями различным музыкальных тем, где мелодия начинала неспеша развиваться, повторяться и в завершении приукрашивалась. Эти гениально структурированные соло Кэтлетта служат примером его проницательного чувства динамики, юмора, желания удивить. Начинаясь каждый раз по-разному, они неизменно заканчивались деликатным пианиссимо. 
Его игра на бас-барабане отдается эхом в ранних работах модернистов, стиль игры на хай-хете способствовал популяризации использования его для ведения ритмической сетки. 
В современных спорах о пионерах джаза зачастую забываю упомянуть Сид Кэтлетта. Проблемой является классификация Кэтлетта как барабанщика определенного стиля, так как он не был столь блистателен и ловок как Чик Уэбб или Бадди Рич, не был столь подвержен изменению техники как Джо Джонс, он не посвятил себя всецело бопу, как Макс Роуч и Рой Хэйнс. Но это не может быть оправданием того, что о Кэтлетте редко вспоминают. Напротив, сделанные «Большим» Сидом Кэтлеттом записи в переходные периоды, когда свинг сменил диксиленд, а бибоп, в свою очередь, сменил свинг, куда лучше подчеркивают исторические изменения джаза, чем записи любого другого барабанщика.

В последние годы Кэтлетт наконец начал получать то внимание, которое заслуживает, и доказательством этого является введение его в «Big Band Hall of Fame» в 1996 году. «Большой» Сид Кэтлетт оказал прямое влияние на технику игры Макса Роуча, Арта Блейки, Шелли Мэнн, Стэна Леви и Эда Шонесси. Учитывая его вклад в музыкальное наследие джаза, можно сказать, что Сид Кэтлетт был одним из самых важных барабанщиков, которые когда-либо жили. 


 

 

 
Также есть видео, где Сид Кэтлетт играет up-tempo swing, но там видна всего одна его рука и понять, что это Сид, можно только по надписи «Big Sid» на бас-барабане.

Ссылки:

http://www.jazz.com/encyclopedia/catlett-big-sid-sidney — основная статья;

http://www.moderndrummer.com/site/2010/03/sidney-big-sid-catlett/ — отсюда позаимствовано описание соло и техники Сида Кэтлетта;

http://www.drummerworld.com/drummers/Big_Sid_Catlett.html — наиболее информативный ресурс.

 

Перевод и компиляция Михаила Карапузова