dennisdrums since


 

Джазовый барабанщик Sonny Greer

 
Знаковый участник одного из самых известных джазовых коллективов, даже на пике своей карьеры барабанщик Сонни Грир не был по достоинству оценен джазовыми критиками.

Уильям Александр Грир родился 13 декабря, возможно в 1895 или 1903 году, на Лонг-Бранче, Нью-Джерси, и учился играть на ударных у театрального барабанщика Джей.Розмунда Джонсона. Его первой профессиональной работой стал молодежный коллектив, играющий на танцах в Ред Бэнке, Нью-Джерси. В течении нескольких лет он был членом оркестра Театра Говарда и коллектива Элмера Сноудена, играющего на танцах в отеле Плаза в Эшбери-парк, пока в том же отеле Плаза в 1919 году не случилась его первая встреча с музыкантом, который изменил не только жизнь барабанщика, но и любого, кто играл в его коллективе. Это был Дюк Эллингтон. В начале 20-х годов Грир и Эллингтон часто играли вместе в родном городе Эллингтона Вашингтоне и Нью-Йорке. Барабанщик не только стал близким другом Дюка, но также и важной частью его музыки, который играл оркестр Дюка Эллиингтона. Он впервые попал в Нью-Йорк в составе квинтета «Вашингтонцев Дюка», выступавших в модном тогда Коттон Клабе, и являлся одним из пяти первых музыкантов коллектива, который в будущем вырастет в оркестр Дюка Эллингтона. Искусный барабанщик, легкий и расслабленный музыкальный стиль Грира иногда начинал звучать небрежно и неровно. Однако этот стиль, особенно в сочетании с щетками, идеально подходил для легкого свингового звучания оркестра и Сонни добавлял к музыкальной палитре Эллингтона куда больше, чем тому было необходимо для своих композиций. Неровная игра на ударных сглаживалась, в ранние годы, гитаристом Фредди Гаем и чуть позднее басистом Джимми Блантоном, который играл свою партию в более простой свинговой пульсации, чем весь остальной оркестр.

«Сонни всегда знал, что нравится аудитории», вспоминает Мерсье Эллингтон, сын Дюка Эллингтона. «Он был одним из тех людей, кто мог давать советы Дюку. Он прекрасно чувствовал материал, ему нужны были лишь наброски идеи. Имея всего лишь это он делал огромный вклад развитие идеи и ее претворение в жизнь. Сонни обладал потрясающим слухом и феноменальными рефлексами.»

Визуально Грир выглядел ярко и броско в окружении бликов и отражений от многочисленных окружавших его гонгов, ксилофонов, литавр, колоколов. Это было результатом сотрудничества с производителем барабанов «Leedy Drum Company» в качестве конструктора, а также возможностью собрать свою собственную огромную барабанную установку стоимостью более 3000 долларов и имеющей в своем составе все вышеперечисленные инструменты перкуссии. Сонни Грир даже использовал мембрану литавр на своем бас-барабане, что позволяло очень точно его настраивать. Но, несмотря на большое количество инструментов, звучание Грира было приглушенным, так как он предпочитал придавать необходимую окраску звучанию всего оркестра. Его пульсация скорее чувствовалась, чем слышалась.

Джим Хаскин в книге «Коттон Клаб» пишет: «Грир и его барабанная установка приковывали все внимание к музыке коллектива. У него был потрясающий набор инструментов, буквально все, начиная от томов и заканчивая литаврами. И единственной причиной, по которой оркестр выступал тут, было то, что Грир приобретал для себя только лучшие инструменты.»

Очень редко в период с 1930 по 1940 Грир играл не под покровительством Эллингтона. Это были небольшие сессии с другими музыкантами коллектива, например, известнейшие записи Лайонела Хэмптона для студии Victor. Можно сказать что вся его карьера в этот период прошла в оркестре Дюка Эллингтона. К концу 40-х, тем не менее, Грир вызвал гнев Эллингтона, который терпел от него больше бестактности, чем любой другой руководитель оркестров тех времен. Грир не мог избавиться от образа красноречивого, стильно одетого и сильно пьющего человека. Большая часть этого образа не влияла на его технику игры, но алкоголизм влиял. Постепенно его поведение на сцене стало ухудшаться и часто ему приходилось мошенничать при игре в бильярд, чтобы выкупить свою установку из ломбарда. В 1950 в тур по Скандинавии Дюк Эллингтон был вынужден взять второго барабанщика, Бутча Бэлларда, из-за все возраставшей ненадежности Грира и его алкоголизма. В 1951 терпению Эллингтона пришел конец и он попросил Сонни покинуть оркестр. Грир был просто в ярости. 
Сонни Грир продолжал выступать в большей степени в качестве сессионного барабанщика с Генри «Редом» Алленом, Тайри Гленном и Джейси Хиггинботтэмом, Джонни Ходжесом. В 1967 он организовал свой собственный коллектив и играл с трио Брукса Керра в 1970, иногда снимался в кинофильмах. Также Сонни Грир часто участвовал в концертах, посвященных чествованию Эллингтона, где несомненно доказывал, что ничего не играет непринужденнее и свободнее, чем музыку своего бывшего руководителя. Несмотря на стиль жизни, он прожил долгую жизнь и умер 23 марта 1982 года с Нью-Йорке. 
Несмотря на все свои ошибки и недочеты как барабанщика, Сонни Грир был отличным музыкантом для эры Эллингтона и по праву занимал место за ударной установкой. Годы спустя другие прекрасные барабанщики, такие как Луи Белсон и Сэм Вудъярд, стали играть в оркестре Дюка Эллингтона. Также как их игра идеально подходила для позднего творчества Эллингтона, так и игра Сонни Грира идеально подходила для раннего Эллингтона. С кем угодно другим звучание оркестра было бы другим и возможно мы не знали бы оркестр Дюка Эллингтона как величайший джазовый коллектив.

Брюс Кроутер

 

 

 

Ссылки:

http://www.allaboutjazz.com/php/musician.php?id=7221 — основная статья;

http://www.moderndrummer.com/updatefull/200001829/Sonny%20Greer — дополнения;

http://www.drummerworld.com/drummers/Sonny_Greer.html — фотографии и аудиозаписи.

 

Перевод и компиляция Михаила Карапузова