dennisdrums since


 

Джазовый барабанщик Baby Dodds

 
Я недавно посмотрел кино про школьный джазовый оркестр и меня заинтриговала эта музыка. По рекомендации учителя стал читать книгу Джеймса Л.Коллиера «Становление джаза». Было в книге упоминание про новоорлеанский стиль, который являлся самым первым направлением джаза, его истоком.

Джаз оказался очень интересным и необычным для европейского восприятия. Дело было в ритме. Конечно же мне сразу захотелось услышать тех барабанщиков. И вот Бэби Доддс как раз и был одним из первых. Кстати, это он придумал современный рисунок игры на райде, так что вклад его в то, что мы сейчас играем, велик.

Уоррен «Бэби» Доддс родился в 1897 году. Он был младшим братом кларнетиста Джонни Доддса, одного из самых оригинальных и влиятельных музыкантов времен расцвета традиционного джаза.

Бэби был хорошо подготовлен, получив исчерпывающие знания о рудиментах военного маршевого стиля. Разница только была в том, что от обычных маршевых барабанщиков Доддса отличала наследственность. В нем текла африканская кровь. Его предки были рабами и ритмы этого потрясающего континента они перенесли в новый мир. Смешавшись с европейскими музыкальными традициями, африканские ритмы эволюционировали в джаз.

Доддс играл на парадах в начале 1910-х годов, зачастую или с Банком Джонсоном (Bunk Johnson), или с «Frankie Dusen’s Eagle Band». Отличающиеся от парадных номера он играл в знаменитом «Fewclothes Cabaret». Далее последовало кратковременное сотрудничество с «Oscar Papa Celestin’s Band» и наконец молодой барабанщик присоединяется к бэнду Фэйт Мэрабл (Fate Marable), выступающему на пароходе «Sydney».

В 1921 году Бэби присоединяется к «Joe ‘King’ Oliver’s Creole Jazz Band», с которым он делает свои первые записи в 1923 году. Также в этих записях принимает участие и молодой одаренный корнетист Луис Армстронг, которому тогда было 22 года.

Звучание бэнда Оливера только намечалось в тех записях. Бэби, в отсутствие всей своей барабанной установки, был ограничен игрой на деревянных блоках (woodblock) и приглушенных тарелках. Музыканты, слышавшие бэнд, были поражены сильным звучанием, весомую роль в котором играли ритмы Бэби Доддса.

В 1927 году Бэби играл в бэнде своего брата Джонни и на записях того времени с «Johnny Dodds his Black Bottom Stompers» можно услышать звучание всей его барабанной установки. В тех октябрьских записях 1927 года впервые зазвучал бас-барабан, на котором Бэби играл на сильную долю. В бэнде было также два корнета, как и в коллективе Оливера, таким образом звучание ритм-секции было почти таким же, как и в «Joe ‘King’ Oliver’s Creole Jazz Band».

Бэби смог сыграть одну из своих первых сбивок в середине соло тромбона в композиции «After You’ve Gone». Также в то время Доддс стал регулярно играть на стиральной доске (Washboard) в различных скиффл-коллективах.

Стоит рассмотреть немного поподробнее технику игры Бэби. В большинстве случаев бас-барабан играет два удара в такте. Закрытая дробь (press roll) играется на малом барабане. Таким образом, левая палочка играет на 2-ой и 4-ой долях такта, в то время как правая в большинстве случаев играет на все четыре доли. Дробь начиналась на 2-ой доле такта и повторялась на 4-ой. Томы использовались для акцентирования, также как и деревянные блоки, обода и тарелки. Это сильно упрощенное, можно сказать схематичное, описание типичной техники игры Бэби, но на самом деле он играл намного разнообразнее.

При игре на блоках, Бэби использовал широкую палитру различных ударов: флэмы, триоли, дроби двойками, парадиддлы, постоянно комбинируя их. Белокожие барабанщики, такие как Джин Крупа или Джодж Ветлинг, оба последователи Доддса, акцентировали на сильную долю, в то время как Доддс расставлял акценты в том месте, где их меньше всего ожидаешь, обыгрывая ритмическую пульсацию.

Игру Доддса на блоках можно услышать на записи Джелли Ролл Мортона «Billy Goat Stomp», где также было и ранее соло барабанщика. Помимо прочего, ему пришлось использовать щетки для аккомпанирования бэнду Джелли Ролла и Доддс был одним из первых джазменов, кто записывался, играя щетками. Хорошим примером служит композиция «Mr.Jelly Lord», где его типичная манера игры адаптирована под щетки, с тем исключением, что одной щеткой вместо дроби приходилось играть drag, а вторая по-прежнему играла на каждую долю в такте. Сравнивая с работой Крупы в «Benny Goodman Trio» в середине 30-х, можно сказать Крупа перенял от Доддса больше, чем просто технику игры палочками.

Великая Депрессия заставила братьев Доддс оставить занятия музыкой. Чтобы иметь стабильный доход, Бэби работал таксистом у своего брата Билла. С возрождением интереса к раннему новоорлеанскому джазу в 40-х годах, Бэби участвует в записи сборника музыки новоорлеанских джазменов, выпущенном фирмой «Decca». Фирма «Victor Records» в 1941 году также приглашает его аккомпанировать великому новоорлеанскому саксофонисту Сидни Беше (Sidney Bechet). Это был настоящий звездный состав: за пианино Эрл Хайнс (Earl Hines), Рекс Стюарт (Rex Stewart) на корнете и также Велман Брод (Welman Braud). Слушатель мог услышать на этих записях, как Доддс использует широкую палитру ударов и дробей, сыгранных на блоках, ободах и ковбеллах.
Когда Билла Рассел (Bill Russell) заново открыл для публики творчество Банка Джонсона и записал его в 1944 году, он выбрал Бэби для аккомпанирования в качестве барабанщика. Эти записи были сделаны на чуть менее чем идеальной аппаратуре и инструментах энтузиастом Расселом, поэтому на них можно услышать Бэби во всей его красе.

Бэби играл в стиле 20-х годов на барабанах, блоках, ободах, держа ритмическую сетку либо на хай-хете, либо на райде – все сыгранное им в дальнейшем стало визитной карточкой Эры Свинга. В композиции «Yes Yes In Your Eyes» можно в полной мере оценить великолепную игру Бэби и акценты на томах. Например, в соло Джорджа Льюиса (George Lewis) на кларнете он добавляет красок сменой ритмов, игрой на блоках, ободах, томах и тарелках.

В 1944 году Бэби сделал прекрасные записи с Ричардом М. Джонсом (Richard M Jones). На «New Orleans Hop Scop Blues» он демонстрирует свою прекрасную технику игры на ободах и блоках. В 1945 году Доддс присоединяется к пианисту Арту Хоудсу (Art Hodes) для записи композиции «Careless Love» для фирмы «Blue Note». Также его постоянно приглашают на радиопередачу Руди Блеша (Rudi Blesch) «This Is Jazz» и он часто аккомпанирует «Mutt Carey’s New Yorkers». Также Бэби довелось поучаствовать в 1947 году в так называемом «Worlds Greatest Jazz Concert».

Стоит послушать его игру с «Диким» Биллом Дэвисоном (Wild Bill Davison) на концерте «Jazz Band Ball», где игра его достигает невероятных высот. В это время Доддс обыгрывал ритмическую сетку на райде. В одной из композиций соло Бэби на томах в двух заключительных припевах приводит к потрясающей по силе кульминации. Необходимо отметить также заполнение на томах в финальной сбивке последнего припева и четырехтактное заполнение в самом конце композиции. Это пример искусной игры на ударных в самом лучшем виде.

На том же концерте можно услышать как Доддс аккомпанирует Сидни Беше, играя великолепное соло на блоках в композиции «I Found A New Baby». Помимо этого Бэби сделал большое количество записей соло, которые представляют его как изобретательного гения игры на ударных.

Бэби Доддса часто представляют как старомодного и неактуального музыканта, но Арт Блейки (Art Blakey), один из величайших джазовых барабанщиков, часто играл заполнения Доддса со своим хард-боп коллективом «Jazz Messengers».Доддс является одним из самых изобретательных и искусных барабанщиков в истории традиционного джаза и паралич из-за инсульта в 50-х годах лишил мир одного из новаторов джаза. Умер Уоррен «Бэби» Доддс в 1959 году.

 © John Petters, May 2006

 

Аудио-примеры с игрой Бэби Доддса:
 

Chimes Blues
King Oliver’s Creole Jazz Band

When The Saints
Bunk’s Brass Band 1944

 

Come On And Stomp, Stomp, Stomp
Johnny Dodds and his Black Bottom Stompers

After You’ve Gone
King Oliver’s Creole Jazz Band

 

Oriental Man
Baby Dodds on washboard

Billy Goat Stomp/em>
Jelly Roll Morton

 

Mr. Jelly Lord
Jelly Roll Morton

Blues For Johnny
Earl Hines, Rex Stewart & Wellman Braud

 

Stompy Jones
Earl Hines, Rex Stewart & Wellman Braud

Yes Yes in Your Eyes
George Lewis

 

New Orleans Hop Scop Blues
Richard M Jones’ Jazzmen

 

At The Jazz Band Ball
Wild Bill Davidson

At The Jazz Band Ball
Wild Bill Davidson

 

 

Cake Walkin’ Babies
Mutt Carey new yorkers with Baby playing ride cymbal

 

Анализ техники Бэби Доддса:

 

 

Перевод и компиляция Михаила Карапузова